6 мес в. Развитие ребенка на шестом месяце жизни

Вашему малышу 5 месяцев. Пройдет еще 4, наполненные событиями недели, и он пересечет заветную отметку в полгода. Наблюдая за развитием, обучением своего карапуза вы уже заметили, что он кардинально изменился. Это уже не тот неповоротливый несмышленыш, принесенный вами из роддома, а активный, умный, иногда даже хитрый маленький человек. Да, он еще не говорит, не ползает и даже не сидит, но его умения и психическое развитие шагнули далеко вперед.

Как выглядит 5-й месячный ребенок

Движения малыша осознанные и четкие, голос – громкий и эмоциональный, желания –понятные, режим дня – установлен. Еще немного, малыш поползет и сядет, произнесет первый раз осознанно «мама», поднимется на ноги и пойдет. Каждый ребенок делает это в свое время и со своей скоростью. Ваша задача — поддержать его в освоении необходимых навыков.

Каждый день вы будете наблюдать, как быстро ребенок учится новому, ежедневно достигает небольших, но вершин совершенства. Малыш на шестом месяце жизни выполняет одинаковые упражнения несколько раз подряд, тренируя мышцы и осознавая, как совершается то или иное движение. Из-за совершенствования нервной системы ребенок уже может осознавать свои действия и стремиться к новым навыкам.

Приятной особенностью этого периода становится наполнение дома лепетом и детским смехом. Малыш нуждается в общении и активно участвует в диалоге со взрослыми. Пройдет еще немного времени и вместо лепета начнут появляться первые слова.

Физиологические изменения

Тело малыша становится крепким и сильным. Кроха уже многое может, стремится двигаться и менять положение, переворачивается сам с живота на спину и обратно. Ребенок хватает игрушки, трясет ими, подносит к глазам и рту, стучит. Мышцы живота и спины становятся развитыми, скоро кроха сядет и радостно засмеется.

В зависимости от заложенных природой особенностей, темперамента, характера дети учатся садиться в разное время. Одни справляются с задачей в 5,5 месяцев, другие — уже перевалив за отметку в 6 месяцев. Как бы вам ни хотелось помочь карапузу, не стоит форсировать события. Вы можете предлагать упражнения на тренировку мышц, массажировать и привлекать его игрушками на новый уровень, но не заставляйте делать то, что он еще не может.

При недостаточном развитии мышц спины, нагрузка по удержанию тела ложится на позвоночник, который хрупок и легко поддается искривлению. Особенно это касается девочек. Все дело в формировании половой системы. Матка и яичники девочки находятся непосредственно в месте сгиба туловища и защищены от внешних факторов мышцами живота, придерживающими внутренние органы. Влияние раннего высаживания малышек на формирование бесплодия не доказано, но такие подозрения существуют. Конечно, если дочка самостоятельно сядет раньше 6-ти месяцев, достаточно развив мышцы, не стоит ее останавливать, но и не стоит принуждать.

На шестом месяце проявляется стремление перемещаться вслед за предметом. Чем сильнее это желание, тем быстрее карапуз поползет. Основой для будущего умения ползать становятся постоянные перевороты с живота на спину и обратно, подъем туловища вверх, лежа на животе. С каждым днем мышцы рук и ног становятся крепче, позволяя крохе подползать не поднимая живот, крутиться, отползать. Чтобы помочь освоить это умение предлагайте почаще тянуться за игрушками, стимулируйте желание изменить место нахождения.

К шести месяцам кроха вполне может постоять несколько минут, держась за опору. Развитие мышц ног и рук позволяют ему удерживать себя в вертикальном положении. Но не стоит слишком часто предлагать ему такое развлечение. Всему свое время. Сначала крохе нужно освоить умение сидеть или ползать, только после этого он может переходить на подъем в положение стоя.

Появление возможности стоять вертикально, когда родители держат за подмышки, появляется как следствие полного затухания врожденных рефлексов. Теперь малыш, находясь в таком положении, не перебирает ножками и не стремиться их согнуть, а выпрямляет полностью в коленях и бедрах.

Физическое развитие

Скорость набора веса все еще достаточно высокая. На ближайшие 4 недели цель – 600 грамм. Рост увеличивается в среднем на 1-3 см. Голова подрастает на 1 см, а грудь — на 1,5 см. Малыш дорос до того возраста, когда обхват груди должен понемногу становиться больше обхвата головы.

Самые активные дети, рано научившиеся ползать и сидеть, к концу 6-го месяца жизни могут набирать чуть меньше установленной нормы. Это обусловлено возросшей растратой энергии, двигательной активностью. Если кроха медленно набирает вес, но при этом активно двигается, играет, ест с удовольствием, бодр и весел, то нет причин для беспокойств. На ежемесячном приеме у педиатра расскажите врачу о ваших достижениях.

Граничные показатели физического развития ребенка в 5-6 месяцев в зависимости от пола

Психоэмоциональное развитие

Вместе с появлением новых двигательных навыков и усилением ежедневной активности заметен прогресс в совершенствовании нервной системы. Карапуз уже откликается на имя, реагирует на присутствие незнакомых людей, пытается подражать речи. Если заниматься развитием речи, то уже в этот период малыш может достаточно хорошо повторять некоторые слоги и безошибочно произносить звуки.

Для стимулирования развития речи в этот период жизни необходимо, как можно больше разговаривать с ребенком, читать ему книги, петь песенки. Между 5 и 6 месяцами формируется активное восприятие речи. Чем больше малыш услышит, тем лучше он будет понимать вас.

Разговаривая с крохой, стоит стараться использовать его имя, как можно чаще. Не стоит постоянно называть его зайчиком или котиком. Восприятие собственного имени – важный этап в формировании личности. Применение ласковых прозвищ возможно, но в несколько раз реже, чем собственного имени ребенка.

Малыш с удовольствием общается со знакомыми взрослыми, привлекает внимание разнообразными звуками, лепечет. Появляются новые эмоциональные проявления радости. Малыш может вскрикнуть при виде мамы или любимой игрушки. Расширение звуковых возможностей очень нравится ребенку и в период бодрствования он постоянно совершенствует этот навык.

С незнакомыми людьми кроха ведет себя настороженно. Базовые инстинкты самосохранения начинают работать. Он понимает интонацию, различает звучание, ассоциирует голос с человеком. Если еще 2 месяца назад кроху мог взять на руки любой человек, то на текущий момент это может закончиться плачем и попытками вернуться на руки к маме. Память малыша на лица пока еще кратковременная. Человек, которого малыш видел 2 недели назад становится чужим и незнакомым. Если бабушки и дедушки хотят играть и общаться с крохой, то им нужно позаботиться о частых визитах.

Нормальное развитие невозможно без спокойной атмосферы. Кроха нуждается в режиме дня, отсутствии переизбытка эмоций, постоянстве. До полугода стоит воздержаться от большого количества гостей, не брать кроху с собой на шумные мероприятия. При чрезмерной нервной нагрузке малыши становятся капризными, плохо спят и едят.

Двигательные навыки

Период между 5 и 6 месяцами жизни наполнен множеством различных изменений в двигательных умениях малыша. Одни дети осваивают их чуть раньше, другие — ближе к полугоду, третьи – перевалив за отметку в 6 месяцев. Среди наиболее ярких двигательных умений 5-6 месячного ребенка выделяются:

  • Уверенное поднятие туловища из положения лежа на спине в сидячее при помощи родителей. Некоторые дети к 5,5 месяцам осваивают умение самостоятельного выполнения этого упражнения. Удерживают тело в сидячем положении некоторое время. Правильным считается подъем туловища из положения на четвереньках, но в большинстве случаев малыши вначале учатся садиться через поднятие туловища из лежачего положения, опираясь на руку.
  • Попытки поползти или освоение этого навыка. В зависимости от развития мышц, малыш может начать ползать или только предпринимать попытки переместить свое тело. Достаточно часто этот навык начинается с движения назад. Кроха пятится, потому что механизм перемещения тела назад легче поддается пониманию младенца. Помочь карапузу освоить это навык можно, показывая положение на четвереньках. Придерживая живот на некотором расстоянии от поверхности, передвигайте руки и ноги малыша, имитируя движения. Чтобы правильно двигать конечности карапуза стоит помнить, что ползти получается в том случае, если рука передвигается вместе с противоположной ногой. Если вы перемещаете правую руку вперед, то вместе с ней нужно двигать и левую ногу.
  • Сильное выгибание тела, лежа на животе. Малыш уверенно поднимает плечи, упираясь на руки. Может оторвать одну руку из упора, чтобы достать игрушку. Во время этого упражнения позвоночник прогибается, давая крохе возможность подняться выше и увидеть больше. Находясь в такой стойке, ребенок ворочает головой по сторонам в поисках интересных предметов. Проведение таких упражнений подразумевает размещение ярких предметов и игрушек со всех сторон.
  • Быстро и уверенно переворачивается со спины на живот и обратно. Может совершить это действие, удерживая в руках игрушку. Созревание психоэмоциональной сферы наделяет кроху пониманием об удобном положении тела. В зависимости от желаемых манипуляций с игрушкой малыш может выбрать положение лежа на спине или животе. В этот период следует давать ему небольшие погремушки для самостоятельного изучения, чтобы перевороты давались легко.
  • Лежа на спине, высоко поднимает ноги, тянет их в рот. Гибкость и пластичность позвоночника, развитие мышц спины делают для малыша доступным такое времяпровождение. Необходимо следить за длиной ногтей на ногах и чистотой ног крохи, чтобы в ротик не попали микробы и он не поцарапал нежное телко.
  • Совершает уверенные хватательные движения. Удерживает игрушку, перекладывает ее из руки в руку, тянет в рот и рассматривает. Копируя поведение взрослых, может стучать ею, трясти, похлопывать. Может найти спрятанную под пеленку погремушку. Развитие базовой мелкой моторики очень полезно для головного мозга. Хорошо, когда у малыша есть несколько небольших легких игрушек, удобно ложащихся в руку. На них он будет оттачивать мастерство манипулирования руками.
  • При поднятии в вертикальное положение малыш полностью вытягивает ноги в коленях, стремится найти опору.

Слух, зрение, реакция на звуки

Возможности органов чувств возрастают. Они играют важнейшую роль в формировании базы знаний, поэтому продолжают совершенствоваться. Глаза могут различать основные цвета и по несколько оттенков. Малыш с удовольствием внимательно рассматривает лица взрослых, берущих его на руки, трогает щеки и нос, волосы. Во время диалога пытается потрогать губы.

Ребенок активно реагирует на изменения, происходящие вокруг, при замене игрушек радостно лепечет. Рекомендуется полная смена погремушек раз в неделю. Не торопитесь покупать новые, достаточно спрятать от карапуза на неделю уже изученные предметы и они снова станут интересными. Это происходит по нескольким причинам. Во-первых, преимущественное использование кратковременной памяти, во-вторых, формирование базы знаний. С каждым днем количество полученной информации о мире увеличивается, кроха осваивает новые движения. Если сегодня он использовал весь арсенал исследовательских навыков на погремушке, то через неделю он поймет, что с этим предметом он не выполнял новые упражнения.

Слух становится более совершенным. Карапуз постоянно прислушивается к окружающим его звукам и реагирует на них. Привычное размеренное звучание его успокаивает, новые резкие звуки пугают. Необходимость видеть предмет, издающий звук, нарастает. Теперь кроха требует видеть то, что слышит. Причина в развитии головного мозга. Он требует все больше звуко-зрительной информации для расширения базы знаний.

Формирование связей между зрительной и звуковой информацией на первом году жизни – основа будущих умственных успехов. Не стремитесь создавать полную тишину в комнате, исключать естественные звуки. Чем больше их малыш услышит и отнесет к определенным предметам, тем лучше. По-прежнему нежелательным остается белый шум от телевизора и радио. Желательно сократить время нахождения у этих предметов до минимума.

Находясь в одной комнате с телевизором, кроха будет смотреть на экран, пытаясь понять, что издает звук, будет стараться понять меняющуюся картинку. Неокрепшая нервная система, зрение и слух будут подвержены информационной атаке, что может сказаться на спокойствии малыша, его комфорте.

Волосы и ногти

Уже в предыдущем месяце волосы и ногти стали расти быстрее, внеся коррективы в гигиенические процедуры. На месте залысин на затылке и боковых частях волосистой части головы появляются новые гладкие волосики, а пушок, с которым малыш родился постепенно исчезает.

Если вы еще не купили щетку для расчесывания, то стоит об этом позаботиться. Рекомендуется использовать специальную расческу-щетку для младенцев. Она отличается от используемых взрослыми предметов мягкими густыми ворсинками. Взрослую расческу лучше не использовать. Гребешок может поцарапать голову, массажка слишком объемная, ей неудобно приводить голову ребенка в порядок. Проводить процедуру расчесывания рекомендуется дважды в день в рамках утренних и вечерних гигиенических процедур.

Использование шампуня для волос еще не требуется. Малыш все еще находится в минимальном контакте с окружающим миром, а излишнее применение мыльного раствора на волосистой части головы может привести к чрезмерному пересушиванию волос, снижению их роста.

Ногти малыша требуют еженедельного контроля. Стоит внимательно следить за их длиной, своевременно обрезать выступающие части. Делать это необходимо специальными ножницами с закругленными концами. Не рекомендуется использовать щипчики или предметы из взрослого маникюрного набора. У ребенка должны быть собственные ножницы, предназначенные только для обрезания ногтевых пластин. Не рекомендуется выполнять ими другие действия или использовать для другого человека.

Обрезать ногти следует по прямой, не закругляя форму ноготка. Таким образом, вы сохраните форму ногтевой пластины, сможете избежать неправильного роста, образования заусениц. Идеальным временем для проведения этой процедуры является гигиенический блок после вечернего купания.

Первый зуб

Дети, которые не обзавелись первыми зубами ранее, в возрасте 5-6 месяцев обязательно это сделают. У них появится повышенное слюноотделение и будет заметно разбухание десен. Реагируют малыши на этот процесс по-разному. Одни проходят его достаточно спокойно, практически незаметно. Другие становятся капризными, плохо спят и едят. Третьи переживают появление зубов очень тяжело. Среди наиболее часто встречаемых сложностей, сопровождающих появление зубов можно выделить:

  • Нарушение ночного и дневного сна. Дети, находящиеся на ГВ часто просят грудь, во время еды плачут. Получающие искусственное вскармливание малыши, тяжело засыпают и спят тревожно.
  • Понос. Часто накануне появления вершины зубиков малыши начинают опорожняться, структура фекалий становится более жидкой.
  • Температура. В дни активного прорезывания зубов у крохи может повышаться температура до отметки в 38,5 градусов, не требующая применения жаропонижающих средств. При сочетании процесса появления зубов и инфекции температура может быть выше, поэтому следует иметь под рукой подходящее жаропонижающее и обезболивающее средство.
  • Насморк и повышенное слюнотечение. Некоторые дети ощущают заложенность носовых ходов, зуд в деснах.

Обычно самым сложным является процесс появления первых зубов, а дальше проявления будут менее интенсивными.

Снижению интенсивности проявления негативных симптомов способствуют:

  • Частое прикладывание к груди. Материнское молоко обладает анальгезирующим действием. Если кроха во время прорезывания зубов изменяет частоту употребления пищи, позвольте ему это сделать.
  • Использование прорезывателей. В аптеках и детских отделах продаются специальные игрушки, сделанные из материалов, позволяющих почесывать зудящие десна. Часто внутри них содержится гель, позволяющий охлаждать воспаленную кожу, в некоторой степени, снимая боль. При использовании прорезывателей с охлаждающим гелем следует внимательно ознакомиться с инструкцией и правильно их использовать. Большинство требуют предварительного охлаждения в холодильнике. Продолжительность подготовки к использованию указывается производителем на упаковке и может быть от 10 до 40 минут.
  • Назначенные педиатром гели для обезболивания. Обычно назначаются специально разработанные гели для облегчения прорезывания зубов, содержащие анальгетик. Их применение возможно после консультации с педиатром и строго в обозначенной дозировке и частоте.
  • Назначенные врачом свечи для снижения температуры и боли. Чаще всего они содержат в себе ибупрофен и применяются при повышении температуры. Их применение возможно только после консультации с врачом, при отсутствии аллергической реакции на компоненты.
  • Ручной режим. Многие дети в период прорезывания зубов начинают усиленно проситься на ручки к маме или папе. Возросшая потребность в нахождении на руках обусловлена дискомфортом, который испытывает карапуз. Если вы четко знаете, что крохе плохо, то не лишайте его ощущения комфорта и спокойствия. Зубы скоро появятся, а ваш малыш снова отправится на самостоятельное изучение мира.

Появление зубов – самый непростой период для мамы и малыша. Полностью избавиться от неприятных проявлений вряд ли удастся. Это время нужно просто пережить.

Пищеварительная система

К пяти месяцам пищеварительная система карапуза уже полностью сформировалась. Позади остались кишечные колики, сопровождающие заселение ЖКТ полезной микрофлорой. Кроха уже не срыгивает или делает это очень редко. Организм готов к получению новой более разнообразной пищи.

Обычно на шестом месяце жизни здоровые детки, находящиеся на ГВ, начинают получать прикорм. Дети, употребляющие в пищу смесь, начинают знакомство с кашей. Постепенно увеличивается объем немолочной пищи и к 6-ти месяцам целесообразно заменить ею второе кормление.

Социальный контакт

Ребенок все больше нуждается в общении. Разговор и чтение книг становятся важным способом формирования звуковой базы карапуза, способствуют развитию восприятия речи, установлению контакта между ребенком и родителями.

В этот период стоит наполнять жизнь крохи разнообразными видами общения: диалог, телесный контакт, совместные танцы и пение. Чем больше вы будете общаться с крохой, тем быстрее и лучше он заговорит.

Правила по уходу

Уход за ребенком на 6-м месяце жизни остается прежним. Как и раньше с утра необходимо проводить гимнастический комплекс, умывать, чистить ушную раковину и нос. В течение дня не забывайте следить за чистотой паховой области, производить очистку рук, ног, тела по мере загрязнения. Вечером каждый день необходимо купать кроху в ванночке или предлагать плавать в ванной со специальным кругом.

Хорошо постепенно отучать кроху от постоянного ношения подгузника. Одевать его можно на ночной сон и прогулку на улице. Дома, желательно, держать его в трусиках. Раннее отучение от подгузников позволит вам проще приучить карапуза к горшку. Малыш не привыкнет к постоянному впитыванию мочи и кала, будет понимать разницу между сухими и мокрыми штанишками. Все это позволит быстро показать преимущество использования горшка и необходимость сообщать вам о желании пописать.

Купание и гигиена

Купание малыша на 6-м месяце жизни остается ежедневной процедурой. По-прежнему использование мыла не требуется. При желании или назначении врача можно использовать отвары трав, но не стоит усердствовать. Любые травы при неправильном использовании имеют побочные действия, следует относиться к ним разумно.

Купание ребенка по продолжительности составляет 15-20 минут и заключается в полном омовении и протирании всего тела. Для умывания личика хорошо использовать ватные тампоны. Смочите в отдельно стоящей воде ватный диск. Протрите лицо карапуза в направлении от носа к ушам.

Внимательно следует отнестись к очищению пальчиков. Нужно не только ополоснуть ладошку, но и протереть кожу между пальчиками.

Паховая область требует отдельного внимания. Обязательно нужно мыть все складочки. При мытье девочки не стоит разводить половые губы и тереть область влагалища. Эта зона очень нежная и умеет самоочищаться. Достаточно просто промыть водой.

Вода при купании в ванночке должна быть около 37 градусов, при плавании в ванной — около 27. Разница температуры при разных видах купания обусловлена целью. В ванночке вы расслабляете малыша, моете, при купании в ванной стимулируете движение мышц.

После любого вида купания следует дополнительно ополаскивать малыша чистой водой не из ванночки или ванной. Ее стоит подготовить до купания, чтобы она была немного прохладней воды, в которой купался карапуз.

Питание

Между 5 и 6 месяцами жизни всем детям начинают вводить прикорм. Малыши, находящиеся на искусственном вскармливании, продолжают увеличивать количество получаемого фруктового пюре и сока, а крошки, находящиеся на ГВ, во второе утреннее кормление начинают получать дополнительные продукты.

Во второе кормление в первую неделю 6-го месяца жизни кроха получает для знакомства сок. Обычно родители предпочтение отдают яблочному соку. Если реакции не наблюдается, то в течение первой недели количество предлагаемого сока увеличивается до чайной ложки. Через неделю можно предложить другой вид сока. К 5,5 месяцам можно предложить крохе познакомиться с фруктовым пюре.

Таблица возраста для введения новых продуктов в зависимости от вида вскармливания

Прикорм Искусственное вскармливание ГВ
Сок 3-4 мес 5 мес
Фруктовое пюре 4 мес 5,5 мес
Овощное пюре 4,5 мес 5,5 мес
Каша 4,5 -5 мес 5,5-6 мес
Мясное пюре 6 мес 6 мес
Творог 6 мес 6 мес

Таблица разрешенных продуктов детям до 6 месяцев

Вводя прикорм малышу, можно готовить еду самостоятельно или покупать уже готовые продукты. При использовании баночного и коробочного питания стоит внимательно изучить упаковку на возрастную оценку. Для разного возраста пища проходит разную степень обработки, поэтому не стоит выбирать для 5-го месячного малыша кашу, на которой стоит отметка от 7-ми месяцев.

Сон и режим дня

Ночной сон ребенка достигает 10-11 часов и большинство детей не просыпаются для перекуса. Днем малыш спит 2 раза. Дневной сон обычно длится 2-3 часа и совпадает с прогулкой.

В период активного прорезывания зубов ночной и дневной сон могут становиться прерывистыми. Стоит проконсультироваться с педиатром о применении обезболивающих средств для сохранения привычного режима.

Закаливание

Закаливание ребенка на 6-м месяце жизни остается прежним. Воздушные и солнечные ванные необходимо проводить ежедневно по несколько раз. Обтирание водой комнатной температуры можно совершать утром и вечером после пробуждения.

Как развивать малыша

Отдельно на шестом месяце жизни стоит уделить внимание разнообразию развивающих занятий. Усиление познавательной функции головного мозга позволяет вводить в жизнь крохи первые игры и обучающие занятия. Взрослые могут предложить ребенку:

  • Научиться бросать игрушки, стучать ими по разным поверхностям.
  • Игры-исследования. Предложите крохе яркую игрушку и предмет. Пусть он рассмотрит ее, пощупает, попробует на вкус. Назовите вещь. Покажите, что при ее помощи можно делать, какие звуки она издает.
  • Игры с зеркалом. Вначале дайте малышу рассмотреть свое отражение. После можно помахать малышу, показать артикуляционное упражнение. Хорошо петь перед зеркалом, рассказывать стихи.
  • Игра-захват. Старайтесь тренировать мелкую моторику ребенка, предлагая ему забирать из ваших рук предметы разной величины и формы.
  • Игры с музыкой. Во время прослушивания музыкальной композиции включайте и выключайте звук, стучите и хлопайте в такт мелодии.
  • Танцуйте с малышом на руках.
  • Давайте возможность попробовать на ощупь окружающие предметы. Это очень помогает малышу в формировании базы знаний.
  • Понюхать разные запахи. Предложите понюхать цветок, духи, фрукты и т.д. Называйте предмет, предлагаемый для изучения.
  • Сенсорное развитие. Хорошо давать малышу изучать предметы разной фактуры. Великолепно развивают малыша специальные мягкие коврики из разных видов ткани.

Развитие ребенка на 6-м месяце жизни предполагает разностороннее изучение окружающего мира при помощи органов чувств. Крохе еще не доступны логические и аналитические операции, но, чтобы они зародились, должны сформироваться прочные связи между предметом, его названием, звучанием, видом, вкусом, сенсорными качествами.

Игрушки для развития

На шестом месяце жизни, кроме погремушек и гирлянд можно предложить карапузу новые виды игрушек. Возросшие двигательные навыки позволяют играть:

  • Пирамидкой. Обратите внимание, что пластик, из которого сделана пирамидка должен быть безопасным. Его структура должна быть ровной и однородной, цветовое решение элементов — близким к основным цветам спектра. В качестве первой пирамидки достаточно взять небольшую, до 6-ти элементов.
  • Неваляшки. Этот вид игрушек очень нравится детям 5-ти месяцев. Они с удовольствием толкают их, трогают, заставляют звучать.
  • Мягкие вкладыши. Для младенцев продаются специальные наборы крупных мозаик-вкладышей, на которых в возрасте 5-ти месяцев малыш может развивать мелкую моторику, а став постарше, изучать изображенные предметы.
  • Книги для младенцев. В продаже есть множество книжек для детей до года. Они могут быть выполнены из ткани, твердого картона или даже пластика. Основные требования к такой продукции – безопасность, долговечность, яркость и доступность изображений.
  • Развивающие коврики. Существует огромное количество разнообразных ковриков для младенцев. Для усиления развивающего и массирующего эффекта хорошо использовать варианты, набитые не только мягкими материалами, но и мелкими деталями. Но при их использовании стоит внимательно следить за целостностью вещи, чтобы предупредить заглатывание мелкого наполнителя. Младенцы не понимают опасности, они просто играют с тем, что видят, тянут в рот.
  • Сенсорные подушечки и кубики. Для развития моторики рук можно предложить малышу щупать специальные сенсорные игрушки, наполненные разными небольшими предметами, разной величины. После каждой игры внимательно просматривайте такие игрушки на целостность. При появлении дырочек, затяжек или разрывов стоит убрать предмет из постоянного пользования или починить.

Нужно ли ходить в поликлинику каждый месяц

У многих родителей к 5-ти месяцам жизни ребенка появляется вопрос необходимости ежемесячного посещения педиатра. При отсутствии проблем с развитием и поведениям, некоторые взрослые считают это необязательным. Это не правильное суждение. В первый год жизни организм малыша проходит сложный этап становления, требующий постоянного контроля со стороны специалистов. Обязательно необходим контроль гармоничного развития, установления нормальной работы всех систем, зарождения и формирования основных навыков. Не всегда родители вовремя могут заметить некоторые отклонения от нормы и выбрать правильную последовательность действий.

Современная медицина позволяет своевременно заметить и устранить большое количество нежелательных проявлений, поэтому стоит не пренебрегать необходимостью ежемесячного посещения педиатра и обязательно проходить узких специалистов. Обязательным является контроль невропатолога, отоларинголога, офтальмолога и ортопеда.

Что должно насторожить

На шестом месяце жизни ребенка необходимо внимательно следить за своевременностью появления навыков. Следует срочно обратиться к педиатру, если у вашего крохи:

  • не исчезли врожденные рефлексы;
  • не появились навыки переворачивания со спины на бок;
  • есть сложности в поднятии своего туловища из положения лежа на животе;
  • снижена активность. Во время бодрствования он не желает двигаться и играть, реакция на предложение позаниматься становится резко отрицательной;
  • нет реакции на собственное имя, он не поворачивает голову в сторону звука;
  • сильно заметно снижение темпа набора веса и роста. Его показатели сильно отличаются от нижней границы возрастной нормы;
  • если внешне все хорошо, но вы чувствуете необоснованную тревогу.

Отучаем от соски

Многие детки с самого рождения используют в качестве успокоительного средства соску. При несвоевременном отучении от использования этого предмета могут проявиться нежелательные последствия. Использование соски не дает малышу достаточной свободы челюсти и снижает активность мышц, отвечающих за речь. Кроме этого соска может негативно влиять на здоровье зубов и формирование челюсти.

Чтобы избежать последствий, стоит снижать частоту использования соски ребенком. Оптимально к 6-ти месяцам полностью избавиться от этого предмета. При требовании со стороны малыша стоит предложить ему занятие, поговорить с ним. Отвлекайте его и развлекайте. Постепенно ребенок будет привыкать к новым обстоятельствам и перестанет просить соску.

Шестой месяц жизни – прекрасный период. Ребенок кардинально поменялся и совершенствуется каждый день. Появление новых навыков, постепенный переход в новую плоскость, активная социализация позволяют вводить новые варианты времяпровождения, раскрашивать жизнь новыми занятиями. В этот период маме стоит подумать о себе, помнить о необходимости отдыха и правильном питании. Чем старше становится малыш, тем больше сил вам понадобится.

Своеобразный рубеж и переход к другой стадии развития – полугодовалый возраст малыша. Его не назовешь грудничком, несмотря на то, что он может продолжать сосать грудь. Все его действия, сознание переходят на новый этап. Потому резонным становится вопрос, что должен уметь ребенок в 6 месяцев? Существуют ли какие-либо особые критерии, по которым определяется норма развития?

К этому возрасту малыш обладает уже определенными навыками, демонстрируя, как он развивается. Первый признак – умение самостоятельно совершать перевороты со спины на живот. Действует малыш осознанно.

К 6-месячному возрасту у него получается держаться одной рукой, лежа на животе, а вторую использовать для достижения цели: взять игрушку, дотянуться до интересной вещи. Мышцы спины развиваются в правильном темпе, они способны оказать поддержку ребенку, пусть даже ненадолго.

Некоторая категория детей умеет сидеть без поддержки или с небольшим количеством опор: валики, подушки. Это отличный возраст, чтобы начать развивать кроху к умению сидеть. Гипертонус, присущий грудничкам с момента их рождения, практически исчезает. Многие уже по-своему передвигаются, ползком на животике или перекатываясь.

Малыш обеими руками крепко хватается за опоры, пытаясь не только сесть, но и приподняться. Маленькие любознайки начинают активно познавать окружающий мир. Особо проворные встают, держась за ограждения кроватки, другие же переходят от мыслей к делу, совершая первые движения к попыткам ползти. У многих получается. Если такой порыв отсутствует, то это не повод для беспокойства. Все детки разные. Ребенок может передвигаться сидя, помогая себе ручками, или сразу пойти.

О желании ходить детский организм подает следующий сигнал. Если взять кроху за подмышки и придерживать, то он с радостью постарается оттолкнуться ножками, подпрыгнуть или даже потанцевать. Происходят активное развитие, укрепление тазобедренных мышц.

Физические изменения

Следуя условной таблице, можно наблюдать изменения физических показателей. Развитие ребенка в 6 месяцев определяется по весу, росту, окружности головы, грудной клетки. Независимо от пола, он набирает к полугодовалому возрасту около 650 граммов. Его рост увеличивается на два сантиметра, грудная клетка — в среднем на 1,5 сантиметра, и примерно на полсантиметра — окружность головы.

Изменения касаются не только роста, но и прорезывания первых зубиков, одного из самых важных этапов малыша. Этот процесс может сопровождаться небольшим нарушением работы желудочно-кишечного тракта. Параллельно могут отмечаться поднятие температуры, обильное выделение слюны. Малыш нередко становится капризным, плачет.

Данный период пройдет. Облегчить состояние малыша помогут специальные игрушки-прорезыватели, охлаждающие гели с эффектом анестезии. Гель наносят себе на палец, массируют воспаленную десну. Первое посещение стоматолога приходится именно на полугодовалый возраст.

Эмоциональные и речевые изменения

Что умеет ребенок в 6 месяцев? Данный момент позиционируется активным развитием мелкой моторики. Малыш способен удержать по одному различному предмету в каждой руке. При этом он внимательно их изучает, поворачивая из стороны в сторону. Не считается отклонением, если он не только ощупывает вещь, но пытается попробовать ее «на зубок». Это врожденный инстинкт, считающийся нормой. Становится легче кормить его с ложечки, так как кроха научился губами «снимать» с нее еду.

Он делает первые попытки произносить слова. Правда, это больше походит на лепет. Произносятся первые сочетания гласных, согласных звуков. Кроха лишь подражает взрослым, потому так важно общение. Развитию ребенка в 6 месяцев, у девочек особенно, характерно умение произносить около 40 звуков. Однако такой лепет не несет смысловой нагрузки.

Кроме первых попыток разговаривать грудничок уже не просто прислушивается к словам взрослых, но и пытается их понять. Например: если назвать вещь знакомым именем, он попытается визуально ее найти. Можно понять малыша, когда он просится на ручки. Он узнает, различает знакомые голоса. Особенно хорошо он знает мамин голос, может распознать его даже, если она находится в соседней комнате.

У него появляются первые признаки последовательного сознания. Например, малыш знает: если предмет упадет, то издаст звук. Игрушки он бросает специально, чтобы понаблюдать за процессом, как они летят, как падают, и какой звук при этом получается. Дети ведут не просто наблюдательный процесс, они пытаются найти вещам практическое применение и очень рады, когда взрослые им показывают, как с ними обращаться. Формирование причинно-следственных связей не означает прогрессивное интеллектуальное развитие. Оно начнется чуть позже.

Сидя на коленках, они умеют проявлять ласку, прижимаясь к взрослому. Чуть меньше сторонятся посторонних, незнакомых им людей, но при этом соблюдают дистанцию и не очень охотно идут на контакт.

Сигналы опасности

Независимо от количества месяцев развитие происходит у каждого малыша индивидуально. Отсутствие некоторых вышеперечисленных навыков не говорит об отклонениях. Но существует ряд признаков, которые должны насторожить, так как они могут влиять на отсталость в развитие, что в последующем приведет к более серьезным проблемам:

  • если к шести месяцем малыш не может переворачиваться с живота на спину и наоборот;
  • если, лежа на животе, он не пытается приподнять туловище или голову;
  • не крутит головой, чтобы осмотреть окружающее пространство;
  • если у него отсутствует навык умения сидеть с поддержкой;
  • если отсутствует интерес к игрушкам, а также желание опробовать вещь во рту;
  • малыш не лепечет, игнорирует, когда к нему обращаются.

Соблюдение распорядка

Для активного развития ребенка в 6 месяцев — девочки, мальчика — не имеет значения, очень важно поддерживать определенный режим дня. Распорядок способствует развитию и укреплению нервной системы.

Время ориентировочное. Режим подбирается исходя из личных особенностей малыша. Ему требуется не менее 14-16 часов сна в сутки. Днем рекомендован сон в два захода по 1,5-2 часа.

Ночной сон продолжительностью 6-7 часов должен быть непрерывным. Перерыв допускается, если кроха находится на грудном вскармливании. Некоторые дети продолжают просыпаться ночь по несколько раз. Так может продолжаться вплоть до момента отучения от груди. В некоторых случаях это проходит к трем годам: возраст, являющийся благоприятным моментом, чтобы отучить от маминого молока. По мере взросления ребенок будет реже прикладываться к маме, а сами моменты будут передвигаться ближе к утренним часам. Интересно: малыши-«искусственники» ночью на перекус не просыпаются. Многие педиатры связывают желание пососать мамину грудь больше как средство успокоения, нежели насыщения.

Для того чтобы грудничок хорошо спал ночью, промежуток между последним дневным и ночным сном должен составлять не менее четырех часов. Несмотря на то, что купать малыша можно чуть реже, специалисты рекомендуют делать это каждый вечер. Водные процедуры благотворно влияют на нервную систему, обладая успокаивающим воздействием. Кроме того, вода пробуждает аппетит.

Питание ребенка

Полугодовалый период – время начало введения прикорма. Организм ребенка усиленно нуждается в достаточном количестве всех необходимых витаминов и микроэлементов для роста и развития. Перед ведением прикорма необходима консультация педиатра.

Важность срока обусловлена рядом факторов. Позднее ознакомление с новой пищей может привести к отторжению малышом абсолютно новых для него вкусов. Нехватка минералов и витаминов приводит к недостатку многих веществ в организме. Поздний прикорм может стать причиной недоразвитого жевательного навыка.

Приучение нужно начинать в первой половине дня. В течение дня будет время понаблюдать за реакцией организма на новую пищу. Оптимальная температура еды составляет примерно 37 градусов. Напитки желательно давать в специальных пластиковых стаканчиках-непроливайках (продаются в аптеках), а бутылочки с сосками оставить для поездок, прогулок.

У пухленьких детей внимание акцентируется на овощных и фруктовых пюре. Детям, которым нужно набрать вес, чаще дают каши. Ребенок должен вместе с новой едой пополнять свой энергетический баланс и знакомиться с новыми вкусами.

Упражнения и занятия

Для гармоничного развития с малышом необходимо играть в развивающие игры, заниматься. Идеальный вариант – заинтересовать кроху сортерами, предназначенными для детей этого возраста. Например, есть конструкции с отверстиями, в которые нужно вставить элементы соответствующего размера, формы. Разработать мелкую моторику помогут игры с крупами (горох, гречка, рис и другие).

Чему можно начать учить его? Отличать текстуру предметов, соотношения размеров, умению отличать цвета. На помощь придут современные игрушки, разработанные с учетом возрастного развития. При покупке внимание следует обращать на качество изготовления и материал. Психологи рекомендуют не выставлять ребенку все игрушки сразу. Грудничок, как правило, играет с двумя-тремя видами. Остальные можно убрать в мешок, коробку. Через неделю «надоевшие» предметы можно заменить на новые, добавив один элемент.

Малыш знает и хорошо чувствует эмоции родителей, а также практически безошибочно на интуитивном уровне распознает одобрение. Потому очень важно при каждом успехе крохи постоянно его хвалить. Для нормального физического, умственного и эмоционального развития актуальны массаж, ряд упражнений, в том числе и в воде, при условии, что ваше чадо не боится ее.

Не упустите момент грудничкового периода, в последующем будет возникать намного меньше вопросов. Например, родители дошколят перед отправкой их в начальные классы часто задают вопрос, что должен уметь ребенок в 6 лет? Осваивая все необходимые навыки в соответствующем возрасте, каждый этап развития маленький человечек будет проходить гораздо легче.

Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.

Написано статей

Пропорции тела ребенка начинают видимо изменяться, постепенно приближаясь к привычным пропорциям взрослого человека.

Физическое развитие

Каковы антропометрические показатели ребенка к концу шестого месяца жизни? Вес малыша увеличивается приблизительно на 600–650 граммов, а рост на 2,5–3 сантиметра. На этом этапе длина в сантиметрах окружности головы и грудной клетки, как правило, сравнивается. Возможно, что длина окружности груди сейчас превышает длину окружности головы. Дело в том, что пропорции тела ребенка начинают видимо изменяться, постепенно приближаясь к привычным пропорциям взрослого человека.

Показатели ребенка от 6 до 7 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

66.60-67.95 см

7.975-8.770 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки

Постепенно нарастает двигательная активность

Лежа на животе, ребенок перестает опираться на предплечья. Подняв грудную клетку и руки, двигая ногами, он совершает раскачивающиеся движения на животе, напоминающие движения пловца. Малыш пытается ползать, активно переворачивается со спины на бок, на живот и обратно на спину; сидит с небольшой поддержкой. Возросшая активность ребенка заставляет вас теперь заботиться о безопасности малыша, если он находится в комнате один, без присмотра взрослых. Не оставляйте крошку одного на диване или кровати без бортика, с которых он может упасть, если будет переворачиваться.


Поддерживаемый под мышки, малыш опирается на опору кончиками пальцев ног, держит голову прямо, поворачивает ее из стороны в сторону. В положении сидя ребенок уверенно держит голову и отворачивает ее, когда взрослые пытаются вытирать ему нос. Движения рук становятся более уверенными и координированными, формируется ладонное хватание предмета всей поверхностью ладони и вытянутым большим пальцем.

Совершенствуются движения пальцев: малыш может держать игрушки разного размера одинаково успешно и правой, и левой рукой, стучать ими, бросать, играть с несколькими игрушками одновременно.

Ребенок получает немалое удовольствие от изменения положения тела. Это стимулирует его вестибулярный аппарат. Ему нравится, когда вы держите его на руках, поднимаете в воздух, опускаете вниз, качаете, прижимаете к себе, приседаете, кружитесь по комнате.

Рекомендуется такая игра для развития вестибулярного аппарата малыша, в которой участвует вся семья (мама, малыш и папа). Возьмите одеяло и положите чадо на него спиной. Поднимите одеяло за кончики и легонько раскачайте из стороны в сторону, а потом медленно опустите на пол. Повторяйте раскачивания. Если крохе не понравится это, возьмите его на руки и успокойте. Если же малышу доставляют удовольствие такие раскачивания, изменяйте направления: покачивайте вверх-вниз и из стороны в сторону. Не забывайте разговаривать с ребенком и рассказывать о том, какие ощущения он получает от раскачиваний на одеяле.

Психическое развитие

Поведение ребенка становится более осмысленным. Малыш явственно показывает родителям свое недовольство и радость. Он может кричать и раздражаться, если ему не дают игрушку, и наоборот, весело лепетать и улыбаться, когда подходят родители и когда с ним играют.

Теперь родители с большей уверенностью могут определить самочувствие малыша — когда ребенок доволен, возбужден, спокоен, могут назвать причины этих состояний.


Лепет в этом возрасте приобретает тональную окрашенность, может быть размеренным или быстрым, тихим или громким, иметь разные значения: «я хочу к тебе на руки, возьми меня», «обрати на меня внимание, посмотри на меня, я здесь», «убери это, мне это не нравится». Заметив приближение взрослых и детей, ребенок начинает лепетать активнее и громче, пытаясь привлечь их внимание.

Продолжают развиваться зрительный и слуховой анализаторы малыша

Ребенок подолгу держит в руках предметы и игрушки, ощупывает, рассматривает и изучает. Пытаясь получить информацию о свойствах материалов, он засовывает игрушки в рот, лижет и покусывает их. Ребенок опытным путем исследует, какие игрушки издают звуки, и с удовольствием трясет ими или стучит. Малыш прислушивается к окружающим бытовым звукам, поворачивает голову к источнику звучания, например, услышав звук открываемой двери или шаги приближающейся матери. Ребенок поворачивает голову и реагирует даже на очень тихие звуки: шуршание бумаги, лязганье ножниц, ласковый шепот мамы.

Малыш внимательно следит за передвижениями и действиями взрослых

Внимательно смотрит в лицо родителям, которые с ним разговаривают, начинает понимать их мимику, по-разному реагируя на улыбающееся, сердитое или удивленное лицо взрослого. Он с удовольствием включается в эту игру, копируя выражение лица мамы, и пытается подражать звукам, которые та произносит.

Какие игры и упражнения с крохой полезны на этом этапе?

Малыш хочет получать новый тактильный опыт. Давайте ему прикасаться к разным поверхностям: теплым и холодным, мягким и твердым, гладким и шершавым. Это могут быть не только игрушки, но и бытовые предметы: ложки, чашки, махровые полотенца, шелковые халаты. Рассказывайте ему об ощущениях, которые он испытывает.

Возьмите из холодильника кусочек льда и прикоснитесь к его ручке или щечке. Понаблюдайте, как ребенок будет реагировать. Поднесите его к вентилятору. Сделайте теплую струю воздуха, а затем выключите вентилятор. Через несколько секунд повторите все сначала.

Вместо вентилятора сделайте ветерок при помощи листа бумаги или платочка. Помашите им перед лицом малыша так, чтобы на него попадала струя воздуха.

Наполните несколько тканевых мешочков разной крупой и крепко завяжите, чтобы крупа случайно не просыпалась. Мешочки сделайте разного размера, но такого, чтобы ребенку можно было держать их. Положите их вместе с другими игрушками, и малыш будет их тоже изучать. Вместо мешочков вы можете использовать любые лоскутки ткани, которые имеются в доме. Заполните их так же, как мешочки, крупой и завяжите их узлом.

Маленькому человеку нужен новый зрительный опыт

Он уже с интересом может рассматривать не только близкие, но и удаленные предметы. Расскажите чаду о том предмете, на который он смотрит, но не может до него дотянуться. Если можно, дайте его малышу в руки или поднесите поближе, чтобы его можно было лучше рассмотреть.

Давайте крохе игрушки разного цвета, однотонные и пестрые, светлых и темных тонов. Вы обратите внимание, что яркие игрушки больше привлекают мое внимание. Возьмите две-три игрушки одного цвета и одну игрушку сильно отличающуюся от остальных - контрастного цвета. Положите их рядом с ребенком и понаблюдайте за его действиями. Через некоторое время повторите эксперимент с игрушками другого цвета.

Развивайтесь вместе с вашим ребёнком!

Получайте регулярные письма о развитии вашего ребёнка и полезными советами.

От 6 до 7 месяцев

  • от рождения до 1 месяца
  • от 1 до 2 месяцев
  • от 2 до 3 месяцев
  • от 3 до 4 месяцев
  • от 4 до 5 месяцев
  • от 5 до 6 месяцев
  • от 6 до 7 месяцев
  • от 7 до 8 месяцев
  • от 8 до 9 месяцев
  • от 9 до 10 месяцев
  • от 10 до 11 месяцев
  • от 11 до 12 месяцев
  • от 1 года до 1 года и 3 месяцев
  • от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев
  • от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев
  • от 1 года и 9 месяцев до 2 лет
  • от 2 лет до 2 лет и 3 месяцев
  • от 2 лет и 3 месяцев до 2 лет и 6 месяцев
  • от 2 лет и 6 месяцев до 2 лет и 9 месяцев
  • от 2 лет и 9 месяцев до 3 лет
  • от 3 до 4 лет
  • от 4 до 7 лет
  • от 5 до 7 лет
  • от 6 до 7 лет
  • 7 лет и старше

Юбилей! Достижение крохой шестимесячного возраста невероятно важно для родителей. Каким взрослым стал малыш, как подрос, сколько всего теперь умеет! Но какие они, правильные навыки, характеризующие здоровое развитие ребенка в 6 месяцев? На самом деле, их немного!

Привыкшие к относительно долгому и спокойному сну родители, могут вспомнить бессонные ночи после роддома. Кроху начинают активно беспокоить зубки, вернее, нижний резец, который появляется к 6-8 месяцам. Свидетельством тому будут слюни, которых вдруг станет невероятно много. Кроха капризничает, все тянет в ротик, а его нижняя десна может выглядеть припухшей, с белыми вздутиями на поверхности.

Особенности физиологического развития

Младенец в шесть месяцев, развитие которого отвечает нормам, легко осваивает новые навыки движения. Он уже свободно сидит, опираясь на спинку, поэтому становятся возможными прогулки в коляске сидя. Не стоит утомлять кроху слишком ровной посадкой, так как его спинка еще не готова к столь существенному воздействию на позвоночник. Пройдет совсем немного времени, и кроха сядет сам (уверенно он сделает это к ). Вот тогда вы сможете практиковать долгие пешие прогулки, и освоить новые игры.

Обязательным пунктом, характеризующим здоровое развитие 6 месячного ребенка, становится введение прикорма. Даже если до этого ваш малыш кушал только грудное молочко из сиси, а вам хочется продолжать кормить его грудью, знакомиться с новой пищей нужно обязательно. Грудное вскармливание при этом можно сохранять и до годика, и даже дольше.

Общее время сна ребенка в 6 месяцев составляет около 16 часов. Из них 8-10 он спит ночью, а дневной отдых делит на 2-3 приема. Если периодичность сна составляет 2 раза в день, длительность каждого периода должна достигать двух часов. При троекратном «подходе», утренний и вечерний отдых будут меньше, а дневной - самый продолжительный.

Вес ребенка в 6 месяцев уверенно возрастает, несмотря на то, что кроха все время находится в движении. Это говорит о том, что грудного молока или смеси все еще вполне хватает, но так будет еще месяц, не больше. Нормы веса, окружности головы и роста ребенка в 6 месяцев мы приводим в табличке ниже.

5 основных навыков шестимесячного ребенка

Итак, что должен уметь делать ребенок в 6 месяцев? Как мы сказали выше, уверенно сидеть и активно двигаться: крутиться, кувыркаться, переворачиваться. Поэтому если ребенок 6 месяцев не переворачивается, вам стоит обратиться за консультацией невролога, что вам обязательно порекомендует участковый педиатр. Хотя если малыш весел и здоров, освоил навыки сидения и активно демонстрирует желание ползти, возможно, стоит согласиться, что такова индивидуальная особенность вашего крохи. Но эти слова должны прозвучать не от вашей бабушки или подруги, а от специалиста - педиатра или невролога.

К другим навыкам, что может ребенок в 6 месяцев, относят следующие.

  • Кроха сидит в стульчике, коляске, а из положения лежа делает попытки сесть самостоятельно. Если малыш в 6 месяцев не сидит, это не повод для беспокойства. При отсутствии других нарушений стоит спокойно подождать еще месяц, когда кроха обязательно сядет.
  • Малыш старается ползти и хорошо делает это на ровной поверхности. Поощряйте этот полезный навык! Во время ползания мускулатура малыша крепнет и развивается, его тело готовится к хождению. И чем дольше и активнее будет ползать ребенок, тем меньше вероятность проблем с позвоночником во взрослом возрасте.
  • Ребенок точно берет предметы, играет с ними, пробует «на зуб». Обязательно пробует, как «работает» каждая игрушка, экспериментирует: звенит ими, бросает, бьет друг об дружку. В таком возрасте начинают формироваться причинно-следственные связи: дернул ручкой - игрушка зазвенела, выбросил из кроватки - она пропала. Обязательно комментируйте действия и их последствия крохе. Так вы поможете ему быстро понимать суть вещей не только в младенчестве, но и во взрослой жизни.
  • Кроха громко смеется, кричит, привлекая внимание, бормочет и даже поет. Имитация речи становится все уверенней, в ней присутствует больше гласных звуков, но появляются и согласные.
  • Малыш очень любит игры с мамой и папой, особенно, качания, подбрасывания, прыжки на коленях. Не отказывайте ему и себе в таком удовольствии, тем более, что такие упражнения - прекрасная гимнастика для детей 6 месяцев. Пока кроха мал, практикуйте настоящие «космические полеты»: пусть папа качает его за ручки и ножки, подкидывает на вытянутых руках.

Полезные развивающие игры

Новые игры с ребенком 6 месяцев могут включать водные процедуры. Так как кроха уверенно сидит, запустите в его ванночку плавающие фигурки, резиновые игрушки, пластиковые чашечки. Для повседневного обихода подойдут и обычные бытовые предметы, которыми ребенок интересуется даже больше, чем своими игрушками. Предложите ему чайную ложечку, крышку от кастрюли, сито, деревянную поварешку. Еще одним вариантом, чем занять ребенка 6 месяцев, станет пластиковое зеркало, в котором кроха сможет изучать свое отражение. Или небольшая корзинка с игрушками без мелких деталей, в которой он будет с удовольствием копаться.

Каждый день вы будете придумывать новые занятия с малышом 6 месяцев, а он обязательно поможет вам. Маленький исследователь подрос для активного изучения всего, что его окружает!

В этом видео эксперт по музыкальному развитию проводит урок для детей возрастом 6 месяцев.

Распечатать

Читайте также

Показать еще

Моя доченька выполняет все что написано в этой статье, кроме одного. Она пока еще не сидит. Пытается, но плохо получается. я бы добавила еще. Она уже опирается о мебель и встает на ножки. Держится за диван и ходит возле него. Так забавно. Но конечно обязательно надо смотреть за ребенком чтобы не упал. Она у меня даже начала говорить слоги ма, па.

Ответить

Мы тоже делаем все что написано,а прикорм начали с четырех месяцев. и стоять,держать за что либо,начали с четырех месяцев. выше кто то писал,что девочек присаживать нельзя,тк загиб будет-это полная брехня!штудировала множество литературы-везде написано,что загиб таким образом не возможно заработать!это мифы наших бабушек!

Ответить

У меня сыночку 6,5 мес, только только стал более уверенно сидеть))) и на ножки уже вставать пытается, и ходить, моя мамочка смеется что мы в это время спали и спали, и даже не думали вставать))) а еще мамочка говорит, что дети быстрее развиваться стали)))) потому что время более продвинутое)))) а еще мы пытаемся вставать из положения лежа в положение сидя с 3х месяцев)))

Ответить

Ни в коем случае нельзя садить 6 -ти месячного ребенка в подушки, это очень вредно для него, он должен сам сесть, когда пресс достаточно разовьется.Особенно опасно садить раньше времени девочку, может произойти загиб матки и в репродуктивном возрасте будут проблемы с зачатием.
Еще должны первые зубки вылезти в 6 месяцев.

Ответить

В такой возраст садят еще полулежа, на подушечку, и со временем садит сам. Ребенок пытается двигаться, может свободно уже ползать, играть игрушками, можно подыскать уже ходунки и через месяц-два,когда сядет ровненько, потихоньку приучать к ходункам.

Ответить

Мы в 6 месяцев еще не особо сидели, начали сидеть в 7 спокойно)))зато ползали в 6 оооочень быстро) в "подбрасывания" игра очень нравится, особенно с папой!овощной прикорм начали вводить уже с 6-ти месяцев, постепенно, сейчас уже вводим каши (гречка перетертая, например) - смотрим и наблюдаем за реакцией, ребенку в этом возрасте все интересно. Также после шести месяцев, так как мы на ИВ, поменяли смесь по возрасту - была просто Нуппи, стала Нуппи 2)) кстати, для тех, кто на ив, очень рекомендую ее попробовать, если вдруг ваша смесь по каким-то причинам не подходит - эта эстонская смесь обычно многим подходит, так как по составу очень хорошая. растем!девочки, поделитесь, а вылезли ли у вас зубы?если да, то к 7-ми месяцам сколько?

Ответить

Моему сыночку через день будет 6 месяцев. Самостоятельно не сидит, активно крутиться, говорит слога (если хорошее настроение)-ма, па, ба, очень громко кричит, привлекая к себе внимание. Первые зубы вылезли в 4.5 мес., что меня очень удивило, и сразу два. Очень старается ползать и у него это получается по-тихонечку. Все дети разные, так что, мамы, не расстраивайтесь раньше времени. У моей старшей дочки первый зуб вылез в 7 мес.и она вообще не ползала, даже переворачиваться ей не очень хотелось-и всё нормально, замечательный ребёнок!

Ответить

все детки со своим характером и все индивидуально - у кого-то первые зубки в 5 режутся, у кого-то в 7, то же самое касается и движений - кто-то гиперактивный и крутится как белка, а кто-то ленится...переживать раньше времени не стоит, разброс может быть в пару месяцев!! у меня например мальчик, ему 6 месяцев, весит 7,5 кг - он уже сидит, ползает вовсю. сейчас начали вводить прикорм потихоньку, ему все очень любопытно - глаза округляет когда пробует и что-то там думает себе))смешно, ей богу. сначала на кончике ложечки даю что-нить попробовать, потом смесью нашей докармливаю (со смесью повезло - берем эстонскую нуппи в перекрестке) но режим дня стараемся соблюдать, несмотря на новые впечатления...

Ответить

Иpинa, я пoборoла мopщины oчень пpоcто - помoг крeм "Здoров". Yзнaлa прo негo из интeрвью про Pотару... Вот глянь здеcь подpoбнеe, еcли интeрecно goo.gl/Rw7vWc ◄◄ (скопируй_ссылку_в_браyзeр)

Полгода - это не шутки, Ваш малыш подрос и повзрослел, это уже не просто маленький человечек, а ещё и большая личность, с мнением которой необходимо считаться.

Ваш малыш уже умеет...

Мальчики:

62-72,4 см.
6,4-9,7 кг.
41,5-46,7 см.
40,6-49,0 см.
61-72,1 см.
6,1-8,9 кг.
40,1-46,3 см.
40,6-47,2 см.

Физическое развитие ребенка на шестом месяце

За шестой месяц жизни ребенок набирает 600-650 грамм, а за весь период от рождения до 6 месяцев 4200-4400 грамм.

Рост ребенка за шестой месяц жизни увеличивается на 2-2,5 см, а за весь период на 15-16 см.

К шестому месяцу жизни начинают изменятся пропорции тела малыша, постепенно приближаясь к привычным пропорциям взрослого человека.

Окружность головы за этот месяц увеличивается на 1,5 см, а окружность грудной клетки на 2 см.

К 6 месяцам у некоторых детишек режутся первые зубки. При этом малыш может стать раздражительным и капризным, из-за того что его десны набухают, чешутся и болят.

Ночной сон становится дольше, а днем малыш проявляет всё больше активности.

Нервно-психическое развитие ребенка на шестом месяце

Что же умеет ребенок в 6 месяце? Очень и очень многое!

Ваш малыш уже знает свое имя и откликается на него, с легкостью отличает своих от чужих и начинает требовать к себе всё больше и больше внимания.

Двигательные навыки

К 6 месяцам малыш всё лучше осваивает навык «сидения», так, некоторые малыши, могут уже самостоятельно садиться, другие же могут сидеть с поддержкой.

На шестом месяце жизни малыш начинает ползать. Как правило на начальном этапе дети ползают не поднимая живота. Ваш ребенок уже может подползти вперед или отползти назад, крутиться на одном месте.

Может управлять одновременно двумя руками, хватает игрушки, бросает их и даже может хлопать в ладоши. Движения становятся целенаправленными, а игры разнообразнее. Также у малыша совершенствуются движения пальцев, он способен брать и держать игрушки разного размера.

В 6 месяцев ребенок хорошо умеет переворачиваться со спины на бок, со спины на живот, с живота на спину.

Познавательная активность малыша

Ребенок в 6 месяцев может подолгу заниматься с одним предметом. Малыши берут игрушки из разных положений, могут перекладывать их из одной руки в другую, трясти ею, рассматривать ее, пробовать на вкус и даже переворачиваться с ней со спины на живот.

Во время игр шестимесячный малыш пытается найти спрятанную игрушку, подражает движениям взрослого.

Речь

На шестом месяце жизни в лепетании крохи появляются нотки и интонации родного языка. В этом возрасте полезно как можно больше разговаривать с ребенком, так как происходит активное накопление словарного запаса. Лепет малыша может быть самым разным: быстрым, размеренным, тихим, громким и иметь разные значения (например, «возьми меня на ручки», «я хочу к тебе», «посмотри на меня», «мне это не нравится» и др.).

Малыш всё чаще повторяет одни и те же слоги, так он закрепляет приобретенные ранее речевые навыки.

Эмоции

На данном этапе всё заметнее становятся эмоциональные предпочтения малыша. Так у него появляется любимый член семьи, любимая игрушка.

Ваш малыш улыбается на ласковое обращение и хмурится при строгой интонации голоса. Его пугают резкие и громкие звуки.

В незнакомой обстановке или при встрече с новыми людьми ребенок становится настороженным.

Теперь Вы с легкость можете определить самочувствие и настроение Вашего малыша, когда он доволен, а когда нет, когда он возбужден, а когда спокоен, всё «написано» на его лице.

Зрение и слух ребенка шестого месяца жизни

В 6 месяц кроха способен видеть и различать даже совсем маленькие предметы, как на близком, так и на дальнем расстоянии.

Если спросить малыша «Где мячик?», то он легко находит взглядом знакомую игрушку.

Ребенку нравится изучать игрушки, предметы, он может подолгу держать их в руках, ощупывать, рассматривать.

Малыш исследует какие звуки издают те или иные игрушки, он с большим усердием трясет их или стучит ими.

Ваш малыш более чутко начинает прислушиваться к окружающим звукам, поворачивает голову к источнику звука, реагирует на приближающиеся шаги, звук открываемой двери, на журчание воды. Ребенок способен различать и очень тихие звуки - шуршание бумаги, пакета, шепот.

Уход за ребенком на шестом месяце

Наверняка, всё привычные ежедневные гигиенические процедуры по уходу за ребенком уже прочно вошли в Ваш распорядок дня, и не стоит ими пренебрегать.

Для гармоничного развития ребенка ему необходимы:

  • Ежедневные гигиенические процедуры;
  • Водные процедуры;
  • Воздушные ванны;
  • Закаливающие процедуры;
  • Прогулки на свежем воздухе;
  • Массаж и гимнастика.

Малыш начинает активно двигаться и исследовать дом, поэтому проследите, чтобы все опасные предметы, а также средства бытовой химии были в пределах недосягаемости.

Питание ребенка в 6 месяцев

Первый прикорм обычно вводится на шестом месяце жизни, к этому возрасту ребенок начинает проявлять активный пищевой интерес к взрослой пище. Как правило, начинают с овощного пюре. В тех случаях, когда ребенок плохо набирает массу тела или имеет склонность к неустойчивому стулу, то целесообразно начать введение прикорма со злаковой молочной каши, так как она более калорийна и питательна.

Прикорм вводится при отсутствии противопоказаний и при условии, что ребенок здоров.

Обратите внимание, что введение прикорма не отменяет грудное вскармливание, которое является лучшим питанием для ребенка первого года жизни.

К 6 месяцам некоторые малыши начинают отказываться от ночных кормлений, а наиболее активное сосание смещается на последние 2-3 часа перед пробуждением.

Правила введения прикорма

Первый прикорм (новый продукт) дается на втором кормлении, то есть примерно в 10 часов утра.

Первый раз приготовленная для кормления пища дается перед кормлением грудью и в небольшом объеме.

После дачи прикорма (нового продукта) следует наблюдать за ребенком в течение суток. Особое внимание обратите на стул, состояние кожных покровов.

При отсутствии нарушений на второй день можно увеличить объем прикорма (но не более возрастной нормы).

Одно кормление грудью постепенно заменяется первым прикормом (на это уходит примерно 1-2 недели). За время одного кормления может съедать до 150 грамм овощного пюре.

Прикорм следует давать ложечкой.

Пища, которую дают в первый раз ребенку должна быть гомогенной, то есть однородной консистенции и однокомпонентной. В дальнейшем, постепенно можно добавлять новые ингредиенты.

Следующий новый продукт следует вводит не ранее чем через 10 дней после первого.

На шестом месяце в пюре можно постепенно вводит растительное масло, на порцию 150 грамм не более 1 чайной ложки масла.

При введении первого прикорма в виде молочной каши наиболее рациональными считаются следующие злаки: рис, гречиха, кукуруза.

Так в питании шестимесячного ребенка может уже присутствовать не только грудное молоко (или молочная смесь), но и фруктовые соки, фруктовые пюре, овощные пюре, каши, растительное масло, творог.

Необходимые обследования в 6 месяцев

Как и в предыдущие месяцы, в шесть месяцев, необходимо посетить педиатра, для оценки физического и нервно-психического развития малыша. Врач даст рекомендации по уходу за ребенком, расскажет о правилах введения первого прикорма.

В шесть месяцев делается третья вакцинация АКДС (от коклюша, дифтерии, столбняка) и ОПВ (от полиомиелита), также делается прививка от вирусного гепатита В.

Как играть с ребенком в 6 месяцев?

В этом возрасте малышу очень нравится когда его держат на руках, поднимают в воздух и опускают вниз, кружат по комнате, качают, в общем изменяют положение тела в пространстве. Такие упражнения способствуют развитию вестибулярного аппарата .

У ребенка просыпается тяга к исследованиям , поэтому, чтобы удовлетворить эту потребность у него среди игрушек должны быть различные емкости с крышками, которые можно открывать, закрывать, предметы, которые пищат, звенят, также такие предметы, которые можно сжать, растянуть.

Развивайте тактильную чувствительность , давайте малышу прикасаться к разным поверхностям гладким, шершавым, теплым, холодным, мягким, твердым. При прикосновении малыша к тому или иному предмету, называйте и характеризуйте его.

Для развития зрительного восприятия предлагайте ребенку игрушки разных цветов и размеров.

Для развития речи больше разговаривайте с ребенком, комментируйте все свои и его действия. Повторяйте простые слова, говорите на распев гласные звуки, меняйте интонацию, пойте песни, читайте сказки, рассказывайте стихи и потешки.

Для ребенка шести месяцев отлично подходят пальчиковые игры, игра в ладушки, игры со звуками, игры в прятки.

Какие игрушки подходят в данном возрасте?

Для малыша шести месяцев не теряет актуальность мобиль. Также для гармоничного развития малышу необходимы следующие предметы и игрушки: музыкальные игрушки (погремушки, колокольчик, барабан, ксилофон); мяч; зеркало и игрушки с зеркальными поверхностями; резиновое колечко-прорезыватель; игрушки для зрительного прослеживания (то есть те, которые позволяют следить за падением шариков, с прозрачными стенками и другие); книжки с картинками; пирамидки; колпачки разных размеров и цветов.

С каждым месяцем малыш требует всё больше Вашего внимания, ведь всё самое интересное об этом мире он узнает от Вас.

Поделиться: