Сложноподчинённые предложения с придаточными сте­пени и образа действия. Ветер дул с такой силой, что повалил все деревья в нашем дворе - это сложноподчиненное предложение с придаточным образа Геннадий был настолько интересным рассказчиком что

что как

чтобы насколько

будто

как будто

словно

точно

до к а ко й с т е.п е н и?

Руки его дрожали до такой степени, что он был не в состоянии расстегнуть пальто. (А. Чехов)

Как правило, в главной части содержатся указа­тельные слова: местоимение такой (таков), наречия настолько, так, словосочетание таким образом. Указательные слова образуют с союзами соотноситель­ные пары: так - что; такой - что; до того - что; настолько - что:

сколько? до какой степени?

1) Б русской земле столько прелести, что всем ху­дожникам хватит на тысячи лет. (К. Паустовский)

к а к и м образ о м?

2) Князь Андрей умел поставить себя так, что его уважали и даже боялись. (JI. Толстой)

Многие придаточные образа действия и степени имеют оттенок сравнения, если присоединяются к главной части сравнительными союзами как, как буд­то, будто, словно, точно. Такие предложения часто используются в художественных текстах и придают об­разность и выразительность описаниям:

© 179. Установите, какой синтаксической модели соответству­ют данные предложения. Графически изобразите эту модель.

Придумайте 2-3 предложения такой же синтаксической структуры.

1) Хозяин взял с нас такую умеренную плату, что даже Савельич с ним не спорил. 2) Сделалась такая ме­тель, что он ничего не видел. 3) Ветер выл с такой сви­репой выразительностью, что казался одушевлённым. 4) К тому же быть сочинителем казалось мне так мудре­но, так недосягаемо нам, непосвящённым, что мысль взяться за перо сначала испугала меня.

(А. Пушкин)

©> 180. Закончите предложения так, чтобы получились слож­ноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени. Постарайтесь, чтобы каждое предложение содержало яркое и красочное описание.

1) Ветер дул с такой силой, что... . 2) Туча настоль­ко надвинулась на солнце, что.... 3) Я чувствую в душе такую радость, что... . 4) Он был настолько интерес­ным рассказчиком, что... . 5) Мы ехали так быстро, будто....


Ш> 181. Включите данные сочетания слов в состав сложнопод­чинённых предложений с придаточным образа действия и при­даточным сравнения.

Интереснее, чем; чем выше, тем; блестит и сверкает так, что так тихо, что; одевайся так, чтобы; смотрел так ласково, словно; так хотел есть, что; его поступок изумил, будто.

®> 182. Спишите предложение, расставляя пропущенные знаки препинания. Проведите его синтаксический анализ, составьте схему этого предложения.



Левитан стремился писать так чтобы был ощутим воздух обнимающий своей прозрачностью каждую тра­винку каждый лист или стог сена.

(К. Паустовский)

©>183.Рассмотрите на вклейке репродукцию картины И. И. Левитана «Тихая обитель» (1890). Что особенно привлек­ло вас в этой картине? Попробуйте описать её. Начните текст с проанализированного вами предложения (упр. 182), преобразо­вав его в сложноподчинённое с придаточным изъяснительным. Используйте в своём тексте сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения, образа действия и степени.

©> 184. Используя сложноподчинённые предложения с прида­точными образа действия и степени, напишите краткую инст­рукцию о том, как нужно выращивать картофель (ухаживать за комнатными растениями, домашними животными и т. п.).

Сделайте вывод о роли придаточных образа действия и сте­пени в текстах делового стиля.


монтов) 3) Как весел грохот летних бурь когда взметая прах летучий гроза нахлынувшая тучей смутит небес­ную лазурь. (Ф. Тютчев) 4) Уже более трёх часов прошло с тех пор как я присоединился к мальчикам. (И. Тургенев) 5) Герасим вырос немой и могучий как растёт дерево на плодородной земле. {И. Тургенев) 6) В живой природе по­лярной страны всё как бы торопится захватить короткое лето. {Д. Мамин-Сибиряк) 7) Мы-то цирковые понимали как отчётлива и смела была работа Пьера. (А.Куприн) 8) Каждую вещь надо писать так как будто она послед­няя в вашей жизни. (К. Паустовский) 9) Как летом роем мошкара летит на пламя слетались хлопья со двора к оконной раме. (Б. Пастернак) 10) Жучок на солнышке горит как драгоценный камень. (А.Барто) 11) От него веяло родиной и покоем как веет покоем от старой и мудрой матери. (В. Белов)



1. Разберите по составу сложные слова.

2. Найдите краткие прилагательные, определите их мор­фемный состав, укажите их синтаксическую роль.

3. Разберите как часть речи три местоимения разных разря­дов (на выбор).

©> 186. Выразительно прочитайте стихотворение. Какое на­строение передаёт оно? Какие образы возникают в вашем вооб­ражении при чтении этого текста?

Назовите виды языкового повтора, которые использует поэт.

Внезапно в зелень вкрался красный лист Как будто сердце леса обнажилось Готовое на муку и на риск.

Внезапно в чаще вспыхнул красный куст Как будто бы на нём расположилось Две тысячи полураскрытых уст.


Светился праздник листьев и небес В своём спокойном благородстве.

И это был такой большой закат Какого видеть мне не доводилось. Как будто вся земля переродилась - И я по ней шагаю наугад.

(Д. Самойлов)



Ветер дул с такой силой, что казалось, что вот-вот он повалит нас с ног. Мы с женой стояли на перроне небольшого южного городка у Черного моря, и ждали прибытия поезда на Москву. Уезжала она, я лишь, только провожал ее, оставаясь вместе с дочерью еще на неделю.
Поднявшийся недавно ветер все усиливался, и с перрона хорошо было различимо, как на море разгуливается шторм, как срываемая ветром белая пена с волн брызгами уносится далеко в сторону. До подхода поезда оставалось еще пару минут, и я обратился к супруге, - какие будут указания, мамочка? Я прошу тебя, не ходи сегодня на берег и не залезай сегодня в воду! – попросила она, дотрагиваясь до моей руки и чуть повернувшись, словно показывая, как бушует море. Да будет тебе – не волнуйся, дорогая! – попробовал, было, отмахнуться я. Нет, я прошу тебя, не ради себя, а ради ребенка – не ходи! – упрямо повторила она.
Показался фирменный поезд и, беспокоясь из-за сильного ветра, я придержал жену за локоть. Больше на разговоры времени не оставалось, стоянка была всего две минуты, и вскоре поезд медленно тронулся в путь. Не ходи сегодня на море! – еще раз крикнула жена из отходящего поезда.
Почему я далеко не всегда прислушиваюсь к советам своей жены? Ведь, не раз уже убеждался, что я оказываюсь не прав, если ослушиваюсь ее, а права бывает она, мудрая женщина. Так нет – всякий раз приходится убеждаться в этом заново!
Ребенок остался играть во дворе, а я, что бы скоротать время, невзирая на полученный запрет, отправился, по обыкновению, на море. По дороге к берегу, я вспоминал недавние слова жены – не ходи! Меня немного удивило ее волнение, ведь она, знала, что я хороший пловец, и все-таки выразила явное беспокойство! Ничего, успею быстро разок окунуться, пока море окончательно не разыгралось! – успокоил я себя, прислушиваясь к ветру – надо только поторопиться! Ветер же и не думал стихать, а напротив, все усиливался. Как позже станет известно, это были отголоски урагана, обрушивавшегося в тот день на Новороссийск.
Выйдя на набережную, я увидел бушующее море вблизи, и хотя сразу начал испытывать большие сомнения – стоит ли сегодня лезть в воду, все же направился на привычный пляж. Солнце, между тем, спряталось за набежавшими тучами, плотно закрывшими небо, и все вокруг сразу стало казаться пасмурным и серым. Завывания ветра также не добавляли радости.
На знакомом пляже, расположенном между двумя причалами, я увидел, что люди, опасаясь волн, отошли от берега наверх, к самому краю пляжа, под тенты, примыкающие к набережной, и оттуда наблюдали за штормом. Но вода доходила уже и туда, оставаясь в углублениях, среди камней, и покрывая ноги по щиколотку. Сесть было негде, и люди, завороженные зрелищем, неподвижно стояли вдоль берега. Бушующее море притягивало к себе взоры и не отпускало, заставляя любоваться своей мощью. При каждом ударе волны о причал вверх поднимался фонтан воды, как от разрыва тяжелого артиллерийского снаряда. Желающих выйти на причал и полюбоваться оттуда штормом не находилось, смельчака наверняка сразу бы смыло водой.
Почему я решил тогда, несмотря на строжайший запрет жены, зайти в бушующее море – сейчас затрудняюсь сказать. Чрезмерная уверенность в своих силах? Наверное, почувствовал необходимость испытать себя, свои силы, свой обескровленный бойцовский дух. А что заставляет человека лезть в горы, нырять без акваланга на стометровые глубины, мчаться по гоночной трассе на предельной скорости, пересекать на утлых лодках и плотах океаны? Далеко не всегда желание заработать. И однозначный ответ на это дать сложно. Может быть, захотелось почувствовать себя эдаким вольным ветром, легко играющим с волнами.
Казалось, что большой опасности для меня нет – я уже неоднократно заходил ранее в бушующее море. До этого дня, по наивности, я не сомневался, что уверенно чувствую себя в воде, и может быть, даже слишком уверенно. Без особых усилий заплывал далеко от берега, на километр, и далее, даже при небольшой волне, иногда встречал там дельфинов, и нырнуть на глубину до десяти метров тоже казалось мне под силу.
Да, заходить-то в бушующее море, я заходил, да отличие этого дня от предыдущих разов я понял, к сожалению, слишком поздно, когда уже очутился в воде. Дело в том, что раньше волны казались, как бы это сказать, правильной формы, и они ровными рядами шли к берегу, и мои действия были выверены и предсказуемы. Сейчас же картина оказалась совершенно другая. Сильный боковой ветер творил невообразимое! Гребни волны поднимались то тут, то там, сдуваемая ветром пена брызгами уносилась в сторону, и вся эта масса воды с огромной силой периодически обрушивалась на берег.
Приняв непростое решение ослушаться жену, я быстро скинул с себя легкую одежду, и аккуратно сложил ее на большом камне, затем сделал глубокий вдох и посмотрел, как очередная волна с ревом обрушивается на берег. Вроде, она поменьше стала! – подбодрил я себя. Дождавшись, когда эта волна схлынет, я побежал по мокрым камням вслед отступающей воде, и она, подхватив, потащила меня за собой, в море. Не оглядываясь на берег, я сделал несколько осторожных гребков на глубину и замер, пытаясь понять свои ощущения. Они были не из приятных, вода бурлила вокруг, меня обдавало брызгами и несло по воле волн.
Да, я считаю себя опытным пловцом, причем, за долгие годы выработал свой, особый стиль плавания, на мой взгляд, как раз, для моря, там, где гуляет большая волна. С виду это обычный брасс, но особенность заключается в том, что, сделав руками, гребки назад, я тут же, под водой, возвращаю их вперед, и повторяю волнообразные движения в горизонтальной плоскости, что дает возможность подняться над водой чуть выше, и задержаться над ней на доли секунды дольше, чем обычно. А это позволяет сделать глубокий вдох, не опасаясь глотнуть воды. Затем, под собственной тяжестью опускаюсь в воду, и работа ног остается такой же, как и при обычном плавании. Повторюсь, что в воде я чувствовал себя уверенно и волн не боялся. До определенного момента, конечно, когда они не очень большие.
Вот и сейчас, по обыкновению, поднявшись над водой и задержавшись на мгновение, я осмотрелся вокруг. Резкие порывы ветра, все так же кидали в лицо брызги, а при погружении в воду, даже здесь, на глубине, слышался шум сдвигаеиых волнами камней. Сразу стало понятно, что на этот раз сильно переоценил свои возможности. Разом нахлынула тоска. На мгновение меня охватил страх и, я бы даже сказал – паника, но мне быстро удалось взять себя в руки. Спокойно – ты же опытный пловец, и плыть среди волн тебе не впервой! – просто напомнил я себе. Несколькими резкими гребками попробовал, было, подплыть ближе к берегу, но берег, несмотря на мои усилия, ничуть не приблизился. Сделав несколько таких попыток, я убедился, что не справляюсь с волнами. Теперь по настоящему стало страшно.
Повернувшись, я с надеждой посмотрел на большой красный шар – буй, который как раз поднимала большая волна. Мелькнула пораженческая мысль – а что, если вцепиться в него покрепче, да и повиснуть на нем, пока шторм не утихнет? Но, эдак и до утра можно просидеть в воде, да только сил моих на это не хватит, да и замерзну скоро, - здраво рассудил я и снова повернулся к берегу. Фигуры людей теперь были плохо различимы и за гребнями волн казались какими-то далекими. Очередная волна то поднимала, то опускала и тащила меня, помимо воли, в сторону и, как я с тоской ощутил, немного назад, в море.
До этого дня, борясь или с сильным речным течением или с морскими волнами, я всегда, пусть и ценой больших усилий, но продвигался в том направлении, которое выбирал. Но сейчас, бороться со всей массой воды, бурлящей вокруг, мне оказалось не под силу.
Нет, самому мне не выйти сегодня из воды! – со щемящей тоской, после нескольких бесплодных попыток приблизиться к берегу, ясно я осознал свое незавидное положение. И зачем только залез в бушующее море! – тут же пришло запоздалое сожаление. Неужели это мой последний день на Земле? А ведь, я еще так молод! Дальше захотелось перейти к рассуждениям о том, что я ответственен за жену, за дочку, что мне предстоит еще так много сделать, но ни жалеть, ни ругать себя, было некогда. Стало понятно, что мне предстоит бороться со стихией со всей серьезностью, и результат этой борьбы теперь непредсказуем. В тот момент отчетливо почувствовалось, что моя жизнь находится в руках каких-то высших сил, и что выпустить меня на сушу, или нет, теперь решает море. Вроде как, больших прегрешений за последнее время за мной не числится, - мелькнула обнадеживающая мысль, и уже со всей силой, на которую был способен, я погреб к берегу. Но, к суше почти не приблизился, а вот бетонные камни причала стали заметно ближе.
Опасаясь уходить под воду, где меня наверняка закружит, завертит вихревыми потоками воды, да к тому же может ударить камень, поднятый со дна волнением, я тратил последние силы на то, что бы удержаться на самом гребне волны. Чувствовалось, что силы уходят.
Может быть, пора начать кричать, махать рукой стоящим на берегу людям – помогите, мол, спасите! Мысль о том, что я тренированный, и вроде как, закаленный невзгодами мужчина, подобно Карлсону, в самом расцвете сил, и должен буду обратиться за помощью, останавливала меня. Вместе с тем чувствовалось, что меня уже надолго не хватит, что порывами ветра и волной меня неминуемо сносит к причалу, и я уже отчетливо различал шершавые бетонные блоки, к которым, помимо своей воли, приближался каждую минуту. Спадая, волна оголяла их подводную часть, обглоданную предыдущими штормами, словно показывая, какой силе, по наивности, я пытаюсь противостоять.
Поднявшись на гребень очередной волны, попробовал еще раз уйти от причала, плывя против ветра, вдоль берега, но все, что мне удалось – это оставаться на месте какое-то время. А силы все таяли, и чувствовалось, что руки немеют от напряжения, что воздух хватаю уже урывками, а не дышу полной грудью, как ранее.
Звать на помощь я не стал только потому, что за мгновение ясно осознал, что стоящие на берегу люди мне сейчас ничем не помогут. Даже если допустить вероятность того, что среди двух – трех десятков мужчин, смотрящих сейчас на шторм, найдется такой же опытный пловец, каким считал себя я сам, то стало понятно, что ничего он не сможет сделать, даже если и сумеет среди бушующих волн подплыть ко мне. Ему бы самому на воде удержаться!
Помочь бы мог только спасательный круг на веревке, брошенный с причала, да и то, если бы за веревку меня потом подтянули к берегу, а уж, я бы, конечно, вцепился в него мертвой хваткой! Но, пока спасатели подбегут, пока найдут круг да веревку, да еще добросить до меня, его надо! Поднимаясь и опускаясь на волнах, я быстро прокрутил этот унылый сценарий в голове, и благоразумно решил, что проще положиться на свои, пусть и последние силы.
Все сам – да сам! – успел, все-таки, пожалеть я себя, любимого. Да мне бы только коснуться ногами камней! Еще успел отметить, что довольно непривычно смотреть на знакомый пляж с пятиметровой высоты волны – отсюда он казался таким маленьким! Вон же, рядом, и мое любимое место на камнях, где я привык загорать! Кажется только, что рядом, но это там, на суше, а я-то по-прежнему в воде! Да, близок локоть, да не укусишь!
Поднявшись над водой в очередной раз и повернувшись, я увидел, как приближается огромная волна, изгибая свой гребень и собирая силы, что бы ударить о берег. Только сейчас! – мелькнула мысль. Следующая такая волна уже бросит меня на бетонные блоки причала, а о том, что бы удержаться на них – не может быть и речи!
Собрав всю волю в кулак и, дождавшись ее подхода, я поднялся с ней на пенный гребень и, расходуя последние силы, сделал несколько резких гребков вперед, стараясь удержаться на высоте, что бы меня вынесло как можно ближе к берегу. С высоты опять успел рассмотреть и крупные камни на дне, и близкие блоки причала, и сам берег, казавшийся, по-прежнему где-то внизу. Вода плавно опустила меня на берег и, сделав еще несколько судорожных движений вперед, я наконец-то ощутил камни под ногами.
Но это было еще не все – я по-прежнему находился в воде, и следовало еще выбраться на сушу – туда, где все так же неподвижно стояли люди. Мне хорошо было видно, как они, замерев, с напряжением смотрели на меня. Хоть бы кто помог! – подумал я, но так, для порядка, теперь помощь была не нужна.
Вынесшая меня волна, схлынула, но следом подходила другая, несущая в себе огромную ударную силу и уже, с шумом, ворочавшая большие камни, от которой мне надо было успеть уйти. Не дай бог, попасть под ее удар, как она тут же закружит, ударит о камни, унесет обратно в море! А на вторую попытку выхода из моря сил у меня уже может и не хватить. Сознавая это, я на деревянных ногах, работая руками, как бегун на стометровке, находясь, по пояс, в море, рванулся, рывками вперед, преодолевая сопротивление воды.
У самого причала, под ногами, оказался нанос крупных камней, и потому бежать приходилось вперед и вверх, что оказалось крайне тяжело. Но сознание того, что вторую попытку мне не осилить, придавало силы, и я честно вовсю работал руками, помогая себе.
Через десяток шагов почувствовалось, что выхожу из воды, но следующая волна, конечно, догнала меня. Со страшным ревом она обрушилась где-то сзади, вода тут же сбила с ног, закружила, потащила обратно в море, но она уже потеряла свою убойную силу и, цепляясь за крупные камни, с большим трудом, я удержался на берегу.
Вновь поднявшись на ноги и, теперь уже не чувствуя их под собой, а только давая себе команду – вперед! – в последнем рывке я наконец-то достиг сухого места. Из толпы послышался короткий смех, который сразу стих. Не обращая ни на кого внимания, я зашел за спины людей и сразу же опустился на большой валун. Сердце так бешено колотилось, что казалось, мне видно, как пульсирует грудь. Понадобилось время, что бы восстановить дыхание. Поначалу оно было резким, частым и неглубоким – я хватал воздух, словно рыба, выброшенная на берег, и только через пару минут начал дышать полной грудью. Как же я так переутомился? – еще удивился я тогда.
Поднявшись с камня, из-за спин стоящих впереди людей я посмотрел на море. В ногах по-прежнему чувствовалась слабость, руки дрожали, но я взял над собой контроль, и для верности, даже немного повел плечами, проверяя себя – да, теперь все в порядке! Две девушки, перешептываясь, оглядывались на меня, но мне было все равно, да, все равно.
Снова опустившись на камень, я углубился в свои мысли, равнодушно наблюдая, как двое крепких мужчин зашли в море и играют с волной, но только, по колено зашли, опасаясь заходить дальше. А что, Петровна – не искупаться ли нам? – раздался рядом голос, и я с удивлением посмотрел на только что подошедших людей. Поодаль остановилась пожилая пара, и с ними молодая спутница. Мужчина, как мне показалось, был немного навеселе. Нет, купаться они, конечно же, не собирались, и даже не снимали одежду, а просто разговаривали.
Да, мы с Петровной, когда-то давно, купались в такой шторм, так выйти потом из воды долго не могли, так и качались на волнах – и ни туда, ни сюда! – весело объяснил мужчина молодой спутнице. Но, Степан, тогда волна была поменьше! – решительно вмешалась в разговор Петровна. Да, пожалуй, поменьше! – миролюбиво согласился мужчина. Я не сдержал легкой улыбки, слушая эти речи.
К вечеру нагулявшийся ветер стих также внезапно, как и налетел, но разбушевавшееся море и не думало так быстро успокаиваться, по-прежнему обрушивая волны на берег, но они стали заметно меньше, и были теперь правильной формы, и накатывались с равными интервалами. Да, ветер стих, но подходить к воде ближе, чем на пятнадцать метров, в тот вечер мне почему-то не хотелось.
Наутро море полностью успокоилось, и о вчерашнем волнении напоминала только мутная вода. Доплыв до спокойно качающегося на воде буйка, на котором вчера собирался повиснуть, я перевернулся на спину и посмотрел на бездонное голубое небо. Яркое солнце спокойно светило сверху, и теперь вода казалась тихой и ласковой.
Вдалеке послышался шум мотора, и небольшой самолет прошел над берегом и надо мной на малой высоте. Мне вспомнились такие самолеты – после больших штормов они всегда облетали прибрежную полосу.
Сейчас я старался не думать о цели их полета – а, скорее всего, они высматривали тела на воде, поднятые волнами. На мгновение представил себе, что и мое тело могло бы так же безжизненно плавать, поднятое со дна очередным штормом. На мгновение, только представил, а затем, снова взглянул на яркое солнце, на спокойную воду вокруг и провел ладонью по поверхности воды. Обманчиво твое спокойствие, но – спасибо за вчерашний урок! – поблагодарил я море.
Немного времени минуло с тех пор, но теперь, время от времени, особенно, когда завывает вольный ветер, перед моими глазами встает бушующее море, летящие брызги вокруг, и такой близкий и желанный берег, на который так хочется ступить и так трудно бывает его достичь.
Если случается, что дорогая жена в это время находится рядом, то я обязательно обращаюсь к ней. Какие будут указания, мамочка? – спрашиваю ее, и почти не сомневаюсь, что уж на этот-то раз и не подумаю ослушаться, и все ее ценные указания выполню точно, в срок и неукоснительно.

Карточка с упражнениями по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными»
Упражнение 1.
Закончите предложения так, чтобы получились сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени. Постарайтесь, чтобы каждое предложение содержало яркое и красочное описание.
1) Ветер дул с такой силой, что... . 2) Туча настолько надвинулась на солнце, что.... 3) Я чувствую в душе такую радость, что... . 4) Он был настолько интересным рассказчиком, что... . 5) Мы ехали так быстро, будто....
Упражнение 2.
Включите данные сочетания слов в состав сложноподчинённых предложений с придаточным образа действия и придаточным сравнения.
Интереснее, чем; чем выше, тем; блестит и сверкает так, что так тихо, что; одевайся так, чтобы; смотрел так ласково, словно; так хотел есть, что; его поступок изумил, будто.
Упражнение 3.
Используя сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени, напишите краткую инструкцию о том, как нужно выращивать картофель (ухаживать за комнатными растениями, домашними животными и т. п.).
Сделайте вывод о роли придаточных образа действия и степени в текстах делового стиля.Упражнение 4.
Допишите предложения так, чтобы получились сложноподчинённые с придаточным цели или с придаточным образа действия.1) Мы должны учиться, чтобы... . 2) Мне хочется так отдохнуть, чтобы... . 3) Надо так выполнить работу, чтобы.... 4) Нужно так относиться к людям, чтобы... .5) Для того чтобы..., пиши аккуратно и разборчиво.6) Надо научиться так распределять время, чтобы....
Упражнение 5.
Ответьте на вопросы, используя сложноподчинённые предложения с придаточным цели.
С какой целью рыхлят почву вокруг растений?Зачем выпалывают сорную траву?Для какой цели проращивают семена?Зачем при завёртывании гайки используют гаечный ключ?Зачем озеленяют города?Для чего мы пользуемся линейкой и циркулем?
Продолжите список подобных вопросов и дайте на них ответы в форме сложноподчинённых предложений с придаточным цели.
Упражнение 6.
Укажите, какие из союзов употребляются во всех стилях, а какие - только в книжных. В приведённых примерах замените авторские союзы синонимичными.
Спишите предложения, расставляя знаки препинания.
1) В полной темноте, с потушенными огнями флотилия продвигалась малым ходом вдоль самого берега дабы не наскочить на мины. (К. Паустовский) 2) Под огнём перебегая от одного укрытия к другому он осмотрел расположение батальона и отдал приказ отвести шестую роту в лесок на самую маковку высоты с тем чтобы там была подготовлена запасная линия обороны. (К. Федин) 3) Спой нам песню чтоб в ней прозвучали все весенние песни земли. (В. Лебедев-Кумач)
Упражнение 7.
Рассмотрите следующие примеры со сравнительными союзами. Какие из них являются синонимами? Определите, имеют ли синонимичные союзы различия в оттенках значения, в стилистической окраске. Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания.
1) Снег под лыжами не скрипел как бывает в сильные морозы а чуть посвистывал. (Г.Марков) 2) Неодолимая сила увлекла меня подобно тому как ещё задолго до водопада стремление потока увлекает лодку. (Я. Тургенев) 3) Дядюшка пел, как поёт простой народ. (Л. Толстой) 4) Вся комната вдруг потемнела точно в ней задёрнули занавески. (А. Куприн) 5) Близкое присутствие моря возвратило миру свежесть и чистоту как будто сразу сдуло с парохода и пассажиров всю пыль. (В. Катаев) 6) Судьба старшего сына Лукьяновых и её взволновала будто был он ей родным или близким. (Г. Марков) 7) Анфиса взглянула на неё исподлобья словно кипятком плеснула. (Г. Марков)
Упражнение 8.
Используя союз чтобы, придумайте и запишите сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными, придаточными цели, образа действия. На основе этих примеров докажите, что данный союз многозначен.
Упражнение 9.
Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Докажите, что данные предложения являются сложноподчинёнными с придаточными условия. С помощью каких союзов присоединяется придаточная часть к главной? Укажите, какие из этих союзов являются устаревшими.
1)Но светлый терем (н..) отрада когда (н..) вид..м друга в нём. (А. Пушкин) 2) Если вас мой без..скусстве(н, нн)ый рассказ развеселит займёт хоть малость я буду счас(?)лив. (М.Лермонтов) 3) Всё это было бы см..шно когда бы (не) было так грус(?)но. (М. Лермонтов) 4) Когда в товарищах с.гласья нет (на) лад их дело (н..) пойдёт. (И. Крылов) 5) Коль нет цветов среди зимы так и грустить о них (н..) надо. (С.Есенин) 6) Если бы парни всей земли миру пр..сягу свою пр..несли вот было (б) радос(?)но тогда на свете жить. Д..вайте парни (на) всегда дружить! (?. Долматовский)
Найдите безличные предложения в составе сложноподчинённых. Укажите, чем выражен главный член в таких предложениях.
Упражнение 10.
Запишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Составьте схему, проведите синтаксический анализ каждого предложения. Письменно объясните, как вы понимаете смысл одного из высказываний о языке.
1) Когда труд удовольствие жизнь хороша. (М. Горький) 2) Будет величайшим преступлением перед культурой перед человечеством если мы не будем беречь наш язык и позволим себе коверкать его. (К. Паустовский) 3) Местное слово может украсить и обогатить язык если оно образно благозвучно и понятно. (К. Паустовский) 4) Любое дело можно загубить если делать его равнодушными руками. (В. Овечкин)
Упражнение 11.
Ответьте письменно на вопросы, формулируя свою мысль в форме сложноподчинённых предложений с придаточным условия.
1) При каком условии два однородных члена предложения не разделяются запятой?2) При каком условии в предложениях с однородными членами ставится двоеточие?3) При каком условии не пишется раздельно с отрицательными местоимениями?4) При каком условии обособляется распространённое определение, выраженное причастным оборотом, стоящим перед определяемым словом?
Упражнение 12.
В соответствии с данной схемой преобразуйте сложноподчинённые предложения с придаточными цели в сложноподчинённые предложения с придаточными условия. Объясните, что меняется в предложении при таком преобразовании.
(Чтобы...), [ ... ]. - (Если...), [ ... ].1) Чтобы жареная рыба приобрела приятный вкус, следует перед жареньем подержать её в молоке, а затем обвалять в муке. 2) Чтобы мясо приобрело приятный вкус, за несколько часов до жаренья или тушения его нужно смазать горчицей. 3) Для того чтобы лук при жаренье приобрёл золотисто-жёлтый цвет, предва¬рительно обваляйте его в муке. 4) Посолите рыбу за 10-15 минут до жарки, чтобы она не развалилась.
Раскрывая свои кулинарные секреты, запишите несколько сложноподчинённых предложений с придаточным условия.
Упражнение 13.
Спишите, вставляя пропущенные знаки препинания и распределяя сложноподчинённые предложения с придаточными условия на две группы: предложения с реальным условием; предложения с желаемым, возможным или предполагаемым условием.Обратите внимание на то, какие союзы и соответствующие им указательные слова главной части сложного предложения используются в предложениях каждой группы.
Определите, в каком наклонении употребляются глаголы в предложениях первой и второй групп.
1)Кабы я была царица говорит одна девица то на весь крещёный мир приготовила б я пир. (А.Пушкин) 2) Ох, лето красное! Любил бы я тебя когда б не зной да пыль да комары да мухи. (А. Пушкин) 3) Коль голова пуста так голове ума не придадут места. (И. Крылов) 4) Коль скоро вы сами отворачиваетесь от нас и презираете благодетелей то уж не гневайтесь. (А. Островский) 5) Если случалось работать много больше они не щадили ни времени ни сил. (Г.Марков) 6) Ежели какая непредвиденная задержка в наших сборах то вы отправляетесь с эшелоном. (К. Федин)
Определите стилистический характер употреблённых в предложениях подчинительных союзов со значением условия и распределите их на три группы: а) союзы, употребляемые во всех стилях речи; б) союзы книжные (включая книжно-архаические); в) союзы разговорные (включая разговорно-просторечные).
Установите, возможна ли синонимическая замена одного союза другим в данных предложениях.
Упражнение 14.
Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Определите вид придаточных, ставя вопросы. Какое из придаточных является обстоятельственным и почему?
1. Бойцы вспоминают минувшие дни и битвы где вместе рубились они. (А Пушкин) 2. Родина слыш..т Родина знает где в облаках её сын пролетает. (Долматовский) 3. Там где небо встретилось с землёй горизонт родился молодой. (М. Светлов)
Упражнение 15.
Вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, запишите сложноподчинённые предложения с придаточным места. Обозначьте грамматические основы, составьте горизонтальные схемы. Проведите орфографический и пунктуационный анализ предложений. Используя данные примеры, установите, с помощью союза или союзного слова присоединяется придаточное места к главной части сложноподчинённого предложения.
1) Где светлый ключ(?) спускаясь (в)низ по серым камням точит слёзы ползут на ч..рный к..парис гроздями пурпурные розы. (А. К. Толстой) 2) Куда (н..)огл..нусь (по)всюду рож(?) густая. (А. Майков) 3) (Н..)(в)каком покр..вительстве сосна (н..)нуждае(тся, ться) р..стёт там где (н..)кто (н..)может р..сти. (М. Пришвин) 4) И куда (н..)взглянеш(?) осв..жё(н, нн)ым взором (ото)всюду веет тиш..ю да пр..стором. (А. Апухтин) 5) Повсемес..но где только лес был (по)реже лежали на земле белые х..лсты лу(н, нн)ого света. (В. Катаев)

УРОК № 26

Тема. Сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными образа действия

Цель: углубить знания учащихся о сложноподчиненном предложении; научить определять вид придаточной части (придаточное образа действия), разграничивать союзы и союзные слова; развивать навыки синтаксического разбора и составления схем предложений; развивать творческие способности; воспитывать культуру речи.

Оборудование: учебник, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

Человек познается по его языку, как плохой орех по своей легкости.

Пословица

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа, работа с ним.

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего задания.

(Учащиеся читают сочинения-миниатюры.)

1) Какие существуют сложные предложения?

2) На какие виды делятся придаточные обстоятельственные?

3) На какие вопросы отвечают придаточные сравнительные?

4) Какие союзы или союзные слова используют придаточные сравнительные?

Прочитайте сложные предложения; поставьте вопросы к придаточным предложениям, определите их вид; составьте схемы предложений.

1) Он столько занимался упражнениями, сколько требовал тренер.

2) Он столько тренировался, что его победа на олимпиаде закономерна.

3) Оля настолько хорошо изучила французский язык, насколько это было возможно в ее возрасте.

4) Оля настолько хорошо изучила французский язык, что свободно владела разговорной речью.

1. Работа со статьей учебника.

(Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)

Придаточное образа действия и степени указывает на то, как совершается действие, о котором говорится в главном предложении. Оно относится обычно к сочетанию глагола с указательным словом так, связывается с этим сочетанием при помощи союза что и отвечает на вопросы как? каким образом? Если придаточное предложение относится к сказуемому, выраженному сочетанием прилагательного, наречия и т. п. (а не глаголом) с указательными словами так, до того, настолько, до такой степени, то оно отвечает на вопросы как? в какой степени?, т. е. является придаточным предложением степени.

Стало так тихо (как? в какой степени?), что корни сосен закутывались подчас туманом.

1. Работа с учебником.

(Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)

Запишите предложения, расставляя знаки препинания; найдите в главных предложениях указательные слова, а в придаточных - союзы; поставьте вопросы к придаточной части; составьте схемы 1, 3, 6 предложений.

1) Лес рубили так чтобы вековые дубы и ели падали к югу.

2) Незнакомец не рассматривал нас так как рассматривали мы его.

3) Речка так блестит и сверкает на солнце что глазам больно.

4) Ветер дул с такой силой что стоять на ногах было невозможно.

5) И стало в лесу так темно точно в нем собрались сразу все ночи.

6) Старушке столько же хотелось повторить свой рассказ сколько мне его слушать.

7) Туча уже настолько надвинулась на солнце что стало темно как ночью.

3. Лингвистическое исследование.

Вставьте вместо точек указательные слова, определите значение придаточных; расставьте запятые, составьте схемы предложений.

1) Верху ветви деревьев... переплелись между собой что совершенно скрыли небо.

2) Через четверть часа я подошел... близко к огню что мог рассмотреть всех около него.

3) Нежданов пустился излагать свое мнение не стесняясь без утайки под конец даже... громко и с... увлечением что явно обеспокоил соседа.

4) В своих книгах В. К. Арсеньев рассказывает... как он путешествовал в дебрях Уссурийского края.

5) В воздухе было тепло и... тихо что казалось ни одна травка ни одно облачко не шевелились.

4. Работа с текстом.

Прочитайте текст, укажите его тип, аргументируйте ответ; расставьте знаки препинания.

Берег бухты где мы остановились на ночевку состоял из мелкого булыжника так что всю ночь море с большой силой билось о каменный вал. Шум от набегавших и удалявшихся волн несших передвигавших камни был так силен что не раз будил меня в течение ночи. Проснувшись и взглянув на часы я увидел что уже половина седьмого. Ни один из моих людей еще не встал. Чтобы не задерживаться и быстрее отправиться в путь я решил поднять их всех сразу и выстрелил из двустволки. Они быстро вскочили а затем крича стали уверять меня будто совсем оглохли. Я сказал чтобы они не волновались и попросил скорее развести огонь и готовить завтрак. Мой выстрел привлек жителей деревни которые прибежали осведомиться что бы все это значило. Выяснив в чем дело они мирно возвратились обратно я же позавтракав отправился осматривать окрестности чтобы выбрать более удобный путь для продолжения нашего путешествия.

(По Н. Н. Миклухо-Маклаю)

Какие виды придаточных предложений встречаются в тексте?

5. Творческая работа в парах.

Составьте диалог с товарищем так, чтобы вопросы начинались словами как? каким образом?, а в ответах были сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Беседа с учащимися.

1) Какие существуют виды обстоятельственных придаточных?

2) На какие вопросы отвечает придаточное образа действия?

3) Какие союзы или союзные слова скрепляют придаточное образа действия с главным предложением?

4) На что указывает придаточное образа действия?

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Составить пять сложноподчиненных предложений с придаточными образа действия.

3. Выполнить упражнение из учебника по выбору учителя.

Упражнение 1.

Закончите предложения так, чтобы получились сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени. Постарайтесь, чтобы каждое предложение содержало яркое и красочное описание.

1) Ветер дул с такой силой, что... .
2) Туча настолько надвинулась на солнце, что....
3) Я чувствую в душе такую радость, что... .
4) Он был настолько интересным рассказчиком, что... .
5) Мы ехали так быстро, будто....

Упражнение 2.

Включите данные сочетания слов в состав сложноподчинённых предложений с придаточным образа действия и придаточным сравнения.

Интереснее, чем; чем выше, тем; блестит и сверкает так, что так тихо, что; одевайся так, чтобы; смотрел так ласково, словно; так хотел есть, что; его поступок изумил, будто.

Упражнение 3.

Используя сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени, напишите краткую инструкцию о том, как нужно выращивать картофель (ухаживать за комнатными растениями, домашними животными и т. п.).

Сделайте вывод о роли придаточных образа действия и степени в текстах делового стиля.

Упражнение 4.

Допишите предложения так, чтобы получились сложноподчинённые с придаточным цели или с придаточным образа действия.

1) Мы должны учиться, чтобы... .
2) Мне хочется так отдохнуть, чтобы... .
3) Надо так выполнить работу, чтобы....
4) Нужно так относиться к людям, чтобы... .
5) Для того чтобы..., пиши аккуратно и разборчиво.
6) Надо научиться так распределять время, чтобы....


Упражнение 5.

Ответьте на вопросы, используя сложноподчинённые предложения с придаточным цели.

С какой целью рыхлят почву вокруг растений?
Зачем выпалывают сорную траву?
Для какой цели проращивают семена?
Зачем при завёртывании гайки используют гаечный ключ?
Зачем озеленяют города?
Для чего мы пользуемся линейкой и циркулем?

Продолжите список подобных вопросов и дайте на них ответы в форме сложноподчинённых предложений с придаточным цели.


Упражнение 6.

Укажите, какие из союзов употребляются во всех стилях, а какие - только в книжных. В приведённых примерах замените авторские союзы синонимичными.

Спишите предложения, расставляя знаки препинания.

1) В полной темноте, с потушенными огнями флотилия продвигалась малым ходом вдоль самого берега дабы не наскочить на мины. (К. Паустовский) 2) Под огнём перебегая от одного укрытия к другому он осмотрел расположение батальона и отдал приказ отвести шестую роту в лесок на самую маковку высоты с тем чтобы там была подготовлена запасная линия обороны. (К. Федин) 3) Спой нам песню чтоб в ней прозвучали все весенние песни земли. (В. Лебедев-Кумач)

Упражнение 7.

Рассмотрите следующие примеры со сравнительными союзами. Какие из них являются синонимами? Определите, имеют ли синонимичные союзы различия в оттенках значения, в стилистической окраске. Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания.

1) Снег под лыжами не скрипел как бывает в сильные морозы а чуть посвистывал. (Г.Марков) 2) Неодолимая сила увлекла меня подобно тому как ещё задолго до водопада стремление потока увлекает лодку. (Я. Тургенев) 3) Дядюшка пел, как поёт простой народ. (Л. Толстой) 4) Вся комната вдруг потемнела точно в ней задёрнули занавески. (А. Куприн) 5) Близкое присутствие моря возвратило миру свежесть и чистоту как будто сразу сдуло с парохода и пассажиров всю пыль. (В. Катаев) 6) Судьба старшего сына Лукьяновых и её взволновала будто был он ей родным или близким. (Г. Марков) 7) Анфиса взглянула на неё исподлобья словно кипятком плеснула. (Г. Марков)

Упражнение 8.

Используя союз чтобы, придумайте и запишите сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными, придаточными цели, образа действия. На основе этих примеров докажите, что данный союз многозначен.

Упражнение 9.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Докажите, что данные предложения являются сложноподчинёнными с придаточными условия. С помощью каких союзов присоединяется придаточная часть к главной? Укажите, какие из этих союзов являются устаревшими.

1)Но светлый терем (н..) отрада когда (н..) вид..м друга в нём. (А. Пушкин) 2) Если вас мой без..скусстве(н, нн)ый рассказ развеселит займёт хоть малость я буду счас(?)лив. (М.Лермонтов) 3) Всё это было бы см..шно когда бы (не) было так грус(?)но. (М. Лермонтов) 4) Когда в товарищах с.гласья нет (на) лад их дело (н..) пойдёт. (И. Крылов) 5) Коль нет цветов среди зимы так и грустить о них (н..) надо. (С.Есенин) 6) Если бы парни всей земли миру пр..сягу свою пр..несли вот было (б) радос(?)но тогда на свете жить. Д..вайте парни (на) всегда дружить! (?. Долматовский)

Поделиться: