Характеристика основных форм урока по химии. Методические особенности проведения уроков химии

Проектирование современного урока химии в контексте требований ФГОС.

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», - писал известный педагог В.А. Сухомлинский.

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга. Современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).

Методические принципы современного урока.

Современный урок - это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряженным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха.

Урок - целостная, логически законченная часть образовательного пространства, ограниченная определенными рамками времени, в которой представлены все основные элементы учебно-воспитательного процесса: содержание, средства, методы, организационные моменты.

От умения учителя правильно определить каждый из этих компонентов и их рационального сочетания зависит результативность урока. Важными компонентами проектирования современного урока является конструирование технологической карты учебного занятия. Технологические карты - это методический инструментарий, обеспечивающий учителю качественное преподавание нового учебного курса путём перехода от планирования урока к проектированию изучения темы. В технологических картах определены задачи, планируемые результаты (личностные и метапредметные), указаны возможные межпредметные связи, предложен алгоритм прохождения темы и диагностические работы (промежуточные и итоговые) для определения уровня освоения темы учащимися. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить достижение предметных, метапредметных и личностных результатов (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

Требования к современному уроку:

Хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

Вывод делают сами учащиеся;

Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

Времясбережение и здоровьесбережение;

В центре внимания урока - дети;

Учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

Умение демонстрировать методическое искусство учителя;

Планирование обратной связи;

Урок должен быть добрым.

Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте. Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура.

Правила на каждый день , которые помогут учителю:

Я не источник знаний на уроке – я организатор урока и помощник ребят;

Ребёнок должен знать, зачем ему это, т.е. цели занятия обязательно формулируем на уроке вместе с ребятами, и эти цели находятся в сфере интересов ребёнка;

Исключила из своего лексикона слова «ошибочный ответ», «неправильно» и т.д. Вместо этого, постоянно обращаясь ко всем, предлагаю обсудить: «А как вы думаете…», «Я думаю, что…, но может, я ошибаюсь…»;

Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все.

Что главное в уроке?

Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали. Время «готовых» уроков постепенно отходит. Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо «урочить», наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов. Можно долго спорить о том, каким должен быть урок. Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя

Следует помнить, что максимально эффективно усваивается информация, которая:

    согласуется с текущими, осознаваемыми потребностями и интересами человека;

    сочетается с текущей ситуацией, с известной информацией;

    затрагивает чувства конкретного человека;

    активно проводится через разные каналы восприятия

    является базовой для принятия решения

На каждом уроке – работа в группах: парах, четвёрках, больших группах. Учимся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её другим.

Самое главное –эмоциональный настрой урока. Стратегия учителя:

Я умею управлять своими эмоциями и учу этому детей.

Если после моего урока у ребёнка не осталось никаких вопросов, ему не о чем поговорить с товарищами или со мной, ничего не хочется рассказать тем, кто не был с ним на уроке – значит, даже если урок и был хорош с моей точки зрения, то у ребенка он не оставил следа.

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? В своём докладе попробую остановиться на основных этапах работы по данной проблеме.

Учебно-воспитательный процесс начинается с урока и им же заканчивается. Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в условиях ФГОС ООО , на мой взгляд, существенно меняется его функция, форма организации. Урок должен подчиняться не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому содержанию. Для этого на своих уроках стремлюсь:

    создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса;

    стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. д.

    использовать в ходе урока дидактические материалы, позволяющие ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

    оценивать деятельность ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;

    поощрять стремления ученика находить свой способ работы (решение задачи), анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

    создавать педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создавать обстановку для естественного выражения ученика.

Как спроектировать урок?
Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты?

Традиционный и современный уроки различаются по следующим показателям: цели урока, роли и функции учителя на уроке, изменения отношений между учителем и учащимися, логика построения процесса обучения, использование межпредметных связей, внедрение коллективной учебной деятельности. Цели традиционного урока направлены на усвоение знаний и умений, вопросы же воспитания осуществляют спонтанно. Цели современного урока –формирование и развитие личности с использованием всех компонентов образования.

Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?

Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока :

    Определение темы учебного материала.

    Определение дидактической цели темы.

    Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.

    Продумывание структуры урока.

    Обеспеченность урока (таблица).

    Выбор методов обучения.

    Выбор форм организации педагогической деятельности

    Оценка знаний, умений и навыков.

    Рефлексия урока.

Структура современного урока

Структура современного урока – это последовательность отдельных этапов урока, их логическое взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодействия между собой, возникающие в процессе обучения. Важным аспектом деятельности учителя химии в условиях введения ФГОС ОО остаются подготовка и проведение как демонстрационного эксперимента по химии, так и «практикума» для обучающихся (лабораторные и практические работы). Следует отметить, что виртуальный эксперимент, в любом случае, не может являться альтернативой реально проведенному эксперименту. Использование электронных образовательных ресурсов (далее ЭОР) является логическим дополнением к практической части (или иллюстрацией в случае опасного опыта). Анализируя учебно-методические комплекты по химии, программы можно сделать вывод, что учебный химический эксперимент служит иллюстрацией химических процессов, явлений, а проблемно-исследовательский эксперимент задействован в незначительной степени. Таким образом, в условиях введения ФГОС с учетом необходимости достижения метапредметных результатов при организации химического эксперимента, в том числе и в малокомплектной школе, следует реализовывать: - проблемно-поисковый и проблемно-исследовательский эксперимент; - домашний эксперимент в форме мини-проекта с обязательной фото (видео) фиксацией и ученическим описанием его хода, результатов; - эксперимент, позволяющий использовать межпредметные связи; - виртуальный эксперимент, как иллюстрация или «проблема» на этапе введения в новую тему; - работа с виртуальным экспериментов в рамках домашнего задания для закрепления ранее изученного материала или подготовки к выполнению практической работы; - экскурсии в природу с использованием мини-исследовательских заданий (определение рН, взятие проб воды, воздуха, почвы и т.д.

«Стремление учиться заложено в самой природе человека – вот тезис, от которого необходимо отталкиваться, организуя обучение». (П. Щедровицкий)

Для достижения современных требований к результатам обучения химии необходимо применение заданий, в которых химическое содержание интегрировано с практикой. Опыт педагогической деятельности показывает, что для решения обозначенных задач целесообразно использовать методы и средства контекстного обучения. Сущность контекстного обучения определяется как организация такой деятельности, которая требует приобретения новых знаний и их последующего применения, объясняет и оправдывает усилия, затраченные на их усвоение. Одним из средств контекстного обучения, которые будут наиболее эффективны в условиях освоения требований ФГОС, являются контекстные задачи. Контекстная задача – это задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся (известное, данное); требованием (неизвестным) задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом решения задачи является встреча с учебной проблемой и осознание ее личностной значимости. С помощью контекстных задач выявляются не только предметные знания и умения, но и их системность, и функциональность, самостоятельность и креативность мышления, другие личностные характеристики.

Заключение

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования обладают рядом существенных отличий от государственного образовательного стандарта, которые должны быть отражены учителем в процессе проектирования образовательной деятельности, начиная с уровня рабочей программы учебного предмета и заканчивая уровнем конкретного урока.

В вопросе о том, каким быть современному уроку следует видеть не столько форму работы, организацию познавательной деятельности (хотя это, бесспорно, важно), сколько содержательный компонент, позволяющий осуществлять обучение на современном уровне требований к качеству образования. И если обеспечиваются обучение и воспитание обучающихся, если это позволяет развивать личность школьника, то все формы могут иметь место.

В современном уроке есть черты, обусловленные временем. Это уже никак не озвучивание некой учебной информации, но такое творческое взаимодействие ученика и учителя, которое обеспечивает образование на уровне компетентностном, позволяет каждому проявить и познавать самого себя. В его организации сказывается уровень дидактической культуры, культуры отношений.

В настоящее время, на основе анализа опыта учителей, работ известных теоретиков и практиков можно сделать вывод: современный урок должен иметь свою структуру, но она не должна мешать творческой работе учителя. Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания и развития. Структура урока изменяется и в результате использования на уроках новых технологий обучения. Современный урок должен быть интересен, информационно насыщен, а материал понятен учащимся, задача учителя – найти такие методы организации образовательного процесса, которые бы не только соединяли теоретические знания и практические умения школьников, но и способствовали формированию их мировоззрения в целом. Учитывая вышеизложенное, современный урок - это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряженным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха. Существуют три силы, заставляющие детей учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет. Если дети равнодушны к предмету, учеба становится тяжелой повинностью. Поэтому в преподавании естественных наук, и в частности в химии, основная задача учителя состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать и увлечь учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы.

Конструктор урока по химии в 8 классе по теме

«Химические свойства оснований»

Цель урока : создать условия для развития навыков исследовательской деятельности при изучении темы химические свойства оснований.

Этапы урока : организационно - мотивационный, актуализация опорных знаний и умений, целеполагание, изучение нового, обмен информацией, оценивание результатов самоконтроль и взаимоконтроль, рефлексия, домашнее задание.

Развитию этих УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность.

Новый материал учащиеся изучают выполняя лабораторную работу при помощи инструкционных карт.

Например, инструкционная карта №1 «Действие индикаторов на основания»

Цель : выяснить отношение щелочей к индикаторам.

Порядок действий:

1. Прочитайте предложенную информацию.

2. В пробирки со щёлочью поочерёдно капнуть индикаторы: лакмус, фенолфталеин, метилоранж.

Ответы занесите в таблицу:

№п/п Индикатор Окраска

2 фенолфталеин

3 метилоранж

3. Подготовьте отчет, опираясь на вопросы:

Как индикаторы действуют на основания?

Реактивы (формула и название вещества)

Наблюдения

Задания для повторения и закрепления:

1. Найдите химическую формулу основания: НСl, ВаО, SO3, Са(ОН)2.

2. Лакмус в щелочной среде: синяя, красная, желтая, зеленая.

3. Фенолфталеин в щелочной среде: синий, красный, желтый, зеленый.

4. Метилоранж в щелочной среде: малиновый, синий, красный, жёлтый.

5. Продолжить реакцию: 1) HCl + Сu(OН)2 =

На этапе рефлексии учащиеся заполняют оценочную карту, где они общаясь с одноклассниками высказывают своё отношение к уроку при помощи, например, таких вопросов: понравился ли тебе урок? Что понравилось? Чем обогатил тебя урок? Какую оценку вы поставили себе за работу на уроке?

Примеры контекстных задач

8 класс

Молекулярные массы веществ

Задача 1 .Установлено, что крапива увеличивает содержание гемоглобина и количество эритроцитов в крови. Поэтому она является хорошим “кровоочистительным” средством и чрезвычайно полезна при самых различных заболеваниях крови; используется также для лечения фурункулов, угрей, лишаев и других кожных заболеваний. Гемоглобин содержится в эритроцитах крови. Это красный пигмент (гем), содержащий железо, в сочетании с протеином. Когда кровь проходит через легкие, к атому железа гема C34H32O4N4Fe присоединяется кислород.

Задание . Вычислите относительную молекулярную массу гема. (Ответ: 616 .)

Количество вещества. Молярный объем газа

Задача 1. Фосфид цинка Zn3P2 весьма ядовит и используется для борьбы с грызунами. Летальная доза для средней серой крысы составляет 20,56 мг, а для мыши -- 4,1 мг.

Вопрос: Какое количество мышей и крыс может погибнуть от 0,16 ммоль фосфида цинка? (Ответ: 10 мышей, 2 крысы .)

Задача 2 .Для уничтожения микробов и бактерий можно использовать диоксид серы, его также применяют в качестве консервирующего средства при сушке чернослива и других фруктов.

Задание: Вычислите, какой объем займут 1,5 моль диоксида серы (н. у.). (Ответ: V(S0 2 ) = 33,6 л.)

Задача 3. В прошлом были частыми случаи отравления людей в угольных шахтах угарным газом. Поскольку оксид углерода(2) не имеет запаха, то опасность подступала незаметно. Шахтеры, спускаясь в шахты, брали с собой в качестве своеобразного индикатора канарейку в клетке: канарейки падают в обморок от присутствия в воздухе следов СО. Задание: Вычислите, какой объем (н. у.) займут 0,5 моль СО; 56 г СО.(Ответ:11,2л; 44,8л .)

Конструктор урока в 7 классе

по теме «Класс земноводные. Среда обитания, внешнее строение, скелет и мускулатура земноводных».

Цель урока: создать условия для формирования знаний об особенностях внешнего строения земноводных в связи со средой обитания. Выяснить особенности строения скелета и мускулатуры земноводных.

В уроке выделяются следующие этапы: организационный момент с элементом психологической настройки на работу, ориентировочно-мотивационный - сообщение темы, цели и задач урока, этап актуализации зоны усвоения оптимальных знаний, этап формирование новых знаний (организация учебной деятельности учащихся), этап закрепления знаний, этап подведение итогов, выводов, рефлексия, оценки, объявление домашнего задания.

На этих этапах развивают познавательные, личностные, регулятивные, предметные, коммуникативные УУД.

Развитию этих УУД на уроке способствует следующие методы обучения: словесный, наглядный, развивающие, исследовательские, проблемно-поисковые, творческие.

В уроке используется следующее оборудование: компьютерная презентация к уроку, таблица «Земноводные», скелет лягушки, распечатанный материал для самостоятельной работы: информационные карточки, незаполненные опорные конспекты, тест для самопроверки, термины.

Тип урока: урок получения новых знаний. Новый материал учащиеся изучают выполняя лабораторную работу при помощи инструкционных карт.

Класс делится на группы. Каждая группа выполняет своё задание, заполняет карточку и выступает с отчетом перед классом.

Например, Инструктивная карта №1 «Экологи»

Проблема: определить, как влияет среда обитания на образ жизни и характер поведения лягушки.

Задание: Изучите особенности среды обитания и поведения лягушки. Прочитайте параграф 36 абзац 1, 2 и информационный лист.

Подготовьте сообщение для класса, ответив на вопросы:

1. В каких местах чаще всего встречаются лягушки?

2. В какое время года они наиболее активны?

3. Как ведет себя лягушка с наступлением холодов?

4. От каких факторов среды зависит активность лягушки?

5. Какие виды земноводных встречаются на территории Ленинградской области?

Актуализация опорных знаний и умений реализуется через выполнение теста, помогающего организовать повторение основных понятий, которые потребуются на данном уроке.

Учащимся предлагается домашнее задание на выбор: решить творческие задачи. Написать четверостишие или нарисовать плакат в защиту земноводных.

На этапе рефлексии учащимся предлагается ответить на вопросы: чем обогатил тебя урок? Какое открытие ты сделал на уроке? Что изменилось в твоем миропонимании?

Что тебя больше всего заинтересовало? Что тебе хотелось бы узнать еще? Оцени свою работу на уроке. С каким настроением вы уходите с урока? Поднимите карточку соответствующего цвета: с отличным - зеленый цвет; хорошим – желтый цвет; с плохим – красный цвет.

Список литературы

1.Рулина, Л.Н. Современный урок. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// ruliene.bsu.ru, свободный. Загл. с экрана.

2.Раевская, М.В. Материалы лекции 6.7. Конструирование современного урока в 7-8 классах: преемственность пропедевтического и основного курсов [Текст].

Современный урок химии: требования, проблемы, направления совершенствования Елена Адамовна Сеген методист управления учебнометодической работы Концепция учебного предмета «Химия» Системно-структурный подход Интегративный подход Компетентностный подход Культурологический подход Личностно-деятельностный подход Цели предмета «Химия» Формирование системных химических знаний Формирование и развитие предметно-специальных и ключевых компетенций Боден и Мартон: «Если вы не представляете, с какими ситуациями могут столкнуться ваши ученики в будущем, учите их тому, что они могут применить в любых ситуациях». Ключевые компетенции Ключевые компетенции - наиболее общие (универсальные) способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях возрастающего динамизма современного общества. Ключевые компетенции – набор успешного человека Учиться думать Решать проблемы Искать информацию Уметь ориентироваться Сотрудничать Приниматься за дело Адаптироваться Общаться Урок Урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса, в котором учебная работа проводится с постоянным составом учащихся примерно одинакового возраста. Урок – это динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) учителя и учащихся (постоянного состава), включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, воспитания и развития ученика в процессе обучения. Мотивация (от lat. «movere») - побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. Условия учебной мотивации современного школьника 1. Предоставление свободы выбора 2. Максимально возможное снятие внешнего контроля 3. Задачи обучения исходят из запросов и интересов ученика 4. Урок интересен от начала и до конца 5. Создание атмосферы сотрудничества ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА: 1. Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина. 2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА: 3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе. 4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом и детей между собой ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА: 5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п. 6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА: 7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса. 8.Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока. Современный урок 1. Конструирование активного взаимодействия ученика и учителя 2. Структура урока 3. Здоровье учащихся 4. Личность современного учителя Урок как система Цель СФМ Содержание Учитель Учащиеся Результат Кто ясно не видит цели - очень удивляется, придя не туда… Обучающая цель урока: Владение учащимися следующими умениями: уметь применять теоретические знания (понятия, законы и теории химии), составлять химические формулы и уравнения, осуществлять расчёты по формулам и уравнениям, уметь проводить химический эксперимент в строгом соответствии с правилами техники безопасности Воспитательные задачи формируют мировоззрение учащихся, его систему взглядов и убеждений. Учить и воспитывать – как молния на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта мысль и есть главное в уроке. Развивающая цель современного урока Поставить на уроке цель, сформулировав её так: учить детей мыслить, это значит никогда её не достичь. Умение мыслить складывается из овладения учащимися умений анализировать, выделять главное, сравнивать, систематизировать, доказывать, объяснять, ставить и разрешать проблемы. Педагогические задачи современного урока: 1. Информационная: Что будем учить и чему будем учиться? 2. Операционная: Как и каким образом будем учиться? 3. Мотивационная: Зачем нам это надо? 4. Коммуникативная: С кем и где? Правила на каждый день: Я не источник знаний на уроке – я организатор урока и помощник ребят Ребёнок должен знать зачем ему это надо?, т.е. цели занятия обязательно формулировать на уроке вместе с ребятами и эти цели должны находиться в сфере интересов ребёнка; Правила на каждый день: Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все. Почти на каждом уроке – работа в группах: парах, четвёрках, больших группах. Учимся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её. Самое главное – эмоциональный настрой учителя Классификация уроков По основной дидактической цели По форме проведения Основные типы уроков по форме проведения урок-лекция; урок-семинар; урок-зачёт; урок-практикум; урок-экскурсия; урок-дискуссия; Основные типы уроков по форме проведения урок-консультация; интегрированный урок; театрализованный урок; урок-соревнование; урок с дидактической игрой; урок - деловая игра; урок - ролевая игра; Основные типы уроков по дидактической цели Комбинированный урок Урок изучения нового материала Урок закрепления и применения ЗУН Урок повторения и обобщения Контрольный урок Требования к современному уроку Структура: взаимопроникновение этапов урока, уменьшение доли комбинированных уроков; Цель: диагностическое целеполагание, сохранение триединой цели урока (ЗУН, ключевые компетенции, ценности); Содержание: выделение наиболее значимого (главного) материала и его многократная проработка (усвоение учебного материала на уроке); Средства обучения: минимальный учебный комплекс Требования к современному уроку Методы обучения: оптимальное сочетание различных групп методов (с преобладанием проблемного и исследовательского методов обучения); Формы: ИР,ПР,ГР,КР ДЗ: оптимальное, на основе принципов индивидуализации и дифференциации. Соблюдение психолого-гигиенических требований Под структурой учебного занятия понимается логическое взаиморасположение и связь его элементов, обеспечивающая целостность урока. В основе выделения этапов учебного занятия лежит логика процесса усвоения знаний: восприятие – осмысление – запоминание –применение – обобщение – рефлексия Набор этапов учебного занятия, образующих его структуру 1.организационный этап 2.этап проверки домашнего задания 3.этап актуализации субъектного опыта учащихся 4.этап изучения новых знаний и способов деятельности 5.этап первичной проверки понимания изученного Набор этапов учебного занятия, образующих его структуру 6.этап закрепления изученного 7.этап применения изученного 8.этап обобщения и систематизации 9.этап контроля и самоконтроля 10.этап коррекции 11.этап информации о домашнем задании 12.этап подведения итогов занятия 13.этап рефлексии Здоровье учащихся Во – первых, рационально организовать урок, что предполагает на 20 и 35 минутах урока физкультминутки, эмоциональные разрядки, смену видов преподавания и видов деятельности учащихся. Минутками отдыха могут стать игровые разминки Здоровье учащихся Во – вторых, главное, что позволяет сохранить психическое здоровье – это нравственная атмосфера, которая определяется именно учителем. Атмосфера дружелюбия, уважения – то, что сохраняет наше здоровье и здоровье наших детей Здоровье учащихся В – третьих, не ленитесь и не упускайте возможности связать тему вашего урока с проблемами сохранения здоровья: физического, психического, социального В – четвёртых, учитель должен быть сам здоров. Больной учитель не научит детей заботиться о своём здоровье. Личность современного учителя Для успешного выполнения профессиональной работы учителя человек должен обладать определёнными личностными качествами, основой которых является интерес (положительно окрашенное эмоциональное отношение) к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре. Чтобы урок был успешным, необходимо: Формирование предметной компетентности Развитие познавательной активности Формирование информационной культуры Развитие мышления Развитие творческих способностей Формирование коммуникативной компетентности Создание комфортной среды Смена видов деятельности Гордись, что ты учитель! И наслаждайся умением быть лучшим!!!

Урок является основной формой обучения, так как на нем реализуется учебная программа по химии (или другому предмету). Урок должен выполнять образовательную, воспитывающую и развивающую функции.

В качестве вспомогательных форм обучения используются факультативные занятия, внеклассные занятия, экскурсии.

Виды уроков

Уроки по химии можно характеризовать по дидактическим (учебно-воспитательным) целям и по методам, применяемых на них.

В зависимости от дидактических целей уроки могут быть следующие:

I. Уроки изучения нового материала – приобретение учащимися знаний.

II. Уроки формирования и совершенствования умений и навыков.

III. Уроки обобщения и систематизации знаний.

IV. Проверка знаний, умений, навыков и их корректировка.

В зависимости от применяемых методов обучения выделяют такие уроки:

1. Изложение учителем учебного материала (лекция, рассказ, беседа).

2. Самостоятельная работа учащихся (ученический эксперимент, семинар, деловая игра).

В практике обучения химии применяются различные варианты методов обучения на одном и том же уроке, а один и тот же метод может применяться для решения разных дидактических целей. Например, беседа может иметь целью и изучения нового материала и усовершенствования знаний. А при изучении нового материала могут применяться и изложение учителя, и ученический эксперимент, и различные виды самостоятельной работы учащихся.

Общие педагогические требования к уроку

Ко всем урокам химии можно предъявить следующие требования:

1. Ясное осознание учителем цели и задачи урока, а также разъяснение их учащимся.

2. Установление органической связи между частнометодическими целями каждого урока и общими задачами образования и воспитания.

3. Целесообразный отбор средств для решения определенных учебно-вос­пи­тательных задач, отбор упражнений и задач для усовершенствования и проверки знаний.

4. Целесообразный выбор различных вариантов методов, соответствующих целям и содержанию урока.

5. Организация ученического коллектива: простор проявления индивидуальности каждого ученика в условиях работы всего класса.

6. Соблюдение надлежащей дисциплины.

Структура урока

Структура урока зависит от типа урока и метода его проведения.

I. Уроки изучения нового материала

При проведении уроков изучения нового учебного материала чаще всего используется трехчленная структура урока:

1. Вводная часть.

2. Основная часть.

3. Заключительная часть.

1. Вводная часть урока . Ее назначение состоит в подготовке учащихся к изучению нового материала:

Во вводной части можно показать значимость темы, заинтересованность ею.

Можно создать проблемную ситуацию, которая обязательно разъяснит учащимся цель урока.

Может быть проведена письменная работа, мобилизующая знания учащихся, необходимые для понимания новой темы. Например, самостоятельная работа по составу атома на 10 минут в начале урока по теме: "Строение электронных оболочек атомов. Физический смысл периодического закона".

Вводную часть можно проводить и другими методами, но при всех методах вводная часть урока должна быть строго направлена к определенной цели – к подготовке учащихся к изучению нового материала .

Закрепление ранее приобретенных знаний, выявление знаний учащихся, развитие умений и навыков являются сопутствующими целям обучения и не должны заслонять основных целей вводной части урока.

2. Основная часть урока – это часть урока, на которой учащиеся в основном приобретают новые для них знания. Однако это может быть и обобщение, совершенствование знаний. Например, заключительные уроки по общей химии носят исключительно обобщающий и систематизирующий характер. Но в любом случае основная часть урока должна содержать для учащихся что-то новое, иначе урок будет для них неинтересным. Простое повторение изученных ранее сведений необходимо для тех учащихся, которые пропустили занятия или недостаточно хорошо их усвоили (например, при повторении химических свойств написать цепочку превращений). В соответствии с требованиями развивающего обучения новый материал на уроке изучается в напряженном темпе.

При планировании изложения нового материала нужно, прежде всего, определить его структуру:

В начале объяснения целесообразно дать учащимся план изложения нового материала, а затем объяснить его по плану, расчленяя материал на отдельные логически завершенные этапы.

Особо внимание обратить на новые, впервые вводимые, понятия. Целесообразно выписать их на доске, обращая внимание учащихся на новые термины, передвигаясь от простого к сложному.

План можно сообщить и после объяснения. Это способствует закреплению материала, усвоенного на уроке.

Новый материал в сжатой форме может быть изображен на плакате (опорный конспект) и использован при закреплении материала. Опорные сигналы в течение многих лет успешно использует при обучении математики учитель Шаталов В.Ф. Накоплен опыт составления опорных сигналов и по химии.

Выделяют следующие основные этапы составления опорных сигналов (Хим. в шк., № 5, 1987, с. 38):

Анализ учебной программы по данной теме. Отбор основного содержания. Структурирование на разделы – блоки.

Вычленение опорных понятий (знаний) в каждом блоке, изображение их в сжатой, образной форме в виде общепринятых или специально придуманных простых знаков (символов, рисунков), с которыми ассоциируется содержание понятий.

Главное требование : краткость, наглядность, минимум текстовой информации.

Компановка закодированных понятий в блоки. Выбор геометрической формы оформления каждого блока. Отдельные блоки должны быть обведены четким контуром и отличаться друг от друга формой и размерами.

Размещение блоков на плакате в логической последовательности. Между блоками должно быть пространство, что способствует более четкому зрительному вычленению их.

Необходимо, чтобы блоки отличались по цвету. Можно выделить их тонированием.

Рисунок

1 блок - химический знак, Аr, валентность, распространенность в природе;

2 блок - способы получения;

3 блок - физические свойства;

4 блок - химические свойства.

Химический знак (О) во всех блоках выделяют жирным шрифтом.

Таким образом, основная часть урока может проводиться разными методами, важно при этом сохранить целенаправленность учебной работы по четко разработанному плану.

3. Заключительная часть урока . Обычно эту часть называют закреплением знаний учащихся, полученных на уроке. Но закреплять следует лишь то, что правильно понято. С этой целью в конце урока проводят краткую беседу, в которой осуществляется проверка учителем результата своего преподавания на уроке. Но проверка знаний не является главной целью заключительной беседы. Основная цель –усовершенствование знаний, полученных на уроке , обучение учащихся применять эти знания путем выполнения упражнений и решения задач.

Чтобы лучше увидеть положительные стороны и недостатки в преподавании, необходимо руководствоваться определенными педагогическими требованиями, выработать систему анализа и самоанализа различных видов урока.

Примерная схема анализа и самоанализа урока:

1. Общие сведения:

Школа, класс, дата проведения урока;

Тема урока, задачи урока;

Оборудование урока:

Какие средства обучения использовал учитель;

Подготовлены ли наглядные пособия и технические средства;

Как подготовлена классная доска к уроку.

Правильно ли был определен объем учебного материала и какова глубина изложения темы урока;

Соответствует ли содержание программе, задачам урока;

Проведена ли его дидактическая обработка;

Формированию каких знаний, умений и навыков он способствует;

С каким материалом учащиеся работали впервые, какие знания, умения и навыки формировались и закреплялись на уроке;

Как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся;

Какие общеучебные и специальные умения и навыки развивались;

Как осуществлялись межпредметные связи;

Соблюдались ли внутрипредметные связи;

Способствовало ли содержание урока развитию интереса к учению.

3. Тип и структура урока:

Какой тип урока избран, его целесообразность;

Место урока в системе уроков по данному разделу;

Как осуществлялась связь урока с предыдущими уроками;

Каковы этапы урока, их последовательность и логическая связь;

Соответствие структуры урока данному типу;

Как обеспечивалась целостность и завершенность урока.

4. Реализация принципов обучения:

Принцип направленности обучения на комплексное решение задач;

В чем выразилась научность обучения, связь с жизнью, с практикой;

Как реализовался принцип доступности обучения;

С какой целью использовался каждый вид наглядности;

Как соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков;

Как достигалась сознательность, активность и самостоятельность учащихся, как осуществлялось руководство умением школьников;

В какой мере осуществлялось развитие учащихся на уроке;

Какой характер познавательной деятельности преобладал (репро­дуктивный, поисковый, творческий);

Как реализовались индивидуализация и дифференциация обучения;

Как стимулировалось положительное отношение учащихся к учению.

5. Методы обучения:

В какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока;

Каков характер познавательной деятельности они обеспечивали;

Какие методы способствовали активизации учения школьников;

Как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие самостоятельности учащихся;

Какова эффективность использования методов и приемов обучения.

6. Организация учебной работы на уроке:

Как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе;

Как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, классная;

Осуществлялось ли чередование разных видов деятельности учащихся;

Как организовывался контроль за деятельностью учащихся;

Правильно ли оценивались знания и умения учащихся;

Как учитель осуществлял развитие учащихся (развитие логического мышления, критичности мысли, умений сравнивать, делать выводы);

Какие приемы использовал учитель для организации учащихся;

Как учитель подводил итоги этапов и всего урока.

7. Система работы учителя:

Умение общей организации работы на уроке: распределение времени, логика перехода от одного этапа к другому, управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины;

Показ учащимися рациональных способов учебной работы;

Определение учебного материала на урок;

Поведение учителя на уроке: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер общения (демократический или авторитарный), объективность;

Роль учителя в создании нужного психологического микроклимата.

8. Система работы учащихся:

Организованность и активность на разных этапах урока;

Адекватность эмоционального отклика;

Методы и приемы работы, уровень их сформированности;

Отношение к учителю, предмету, уроку, домашнему заданию;

Уровень освоения основных знаний и умений;

Наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.

9. Общие результаты урока:

Выполнение плана урока;

Мера реализации общеобразовательной, воспитывающей и развивающей задач урока;

Уровни освоения знаний и способов деятельности учащихся:

1‑й – усвоение на уровне восприятия, понимания и запоминания;

2‑й – применение в аналогичной и сходной ситуации;

3‑й – применение в новой ситуации, то есть творческое;

Общая оценка результатов и эффективности урока;

Приемы активизации познавательной деятельности при изучении нового материала :

Проблемность;

Исследование ярких примеров, фактов;

Подключение учащихся к обсуждению;

Подкрепление тех или иных теоретических положений собственными примерами и фактами;

Использование наглядно-образовательного материала и технических средств в обучении.

"Чистые" уроки изучения нового материала применяются в среднем и старшем звеньях за счет:

Большого объема нового материала;

В этом возрасте школьники уже готовы к длительной работе с неизвестным материалом и большими нагрузками.

ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ ХИМИИ. Важнейшие требования к уроку химии:

1. Высокий уровень организации учебно-воспитательного процесса на уроке. Всем своим содержанием, целями, методами обучения урок химии должен отвечать решению задач курса химии.

2. Высокий научный уровень урока. Он определяется программой и учебниками, которые постоянно совершенствуются, отражая развитие химической науки.

3. Важно для каждого урока требование воспитывающего обучения. Вос­питание на уроке не является каким-то отдельным этапом, дополнительным мероприятием. На уроке воспитывает все - содержание материала, применяемые методы обучения, личность учителя, обста­новка кабинета химии.

4. Современный урок химии - развивающий урок, способствующий развитию познавательной активности, памяти, мышления, творческих и исследовательских способностей.

5. Важное требование к уроку - широкое применение самостоятельной работы. Степень самостоятельности нарастает от самых простых работ до сложных.

6. Урок химии - урок, хорошо оснащенный разнообразными
средствами обучения, в том числе информационными и техническими, с применением всех видов химического эксперимента.

7. В современном уроке раскрывается связь изучаемого материала с производством, с жизнью.

8. На уроках химии реализуются межпредметные связи (с физикой, биологией, математикой и др.), что помогает формировать у учеников единую картину мира, научное мировоззрение.

9. Урок химии представляет собой оптимальное сочетание коллективной, индивидуальной и групповой форм обучения.

10. Современный урок четко организован, соразмерно постро­ен, упорядочен, все его части согласованы и подчинены главной дидактической задаче. На уроке экономно используется каждая минута времени. В отобранной для изучения на уроке порции материала должна быть внутренняя логическая завершенность, взаимосвязь с изученным ранее и с тем, что будет познано в будущем. Так как урок - звено в системе уроков, он может закончиться и открытым вопросом, проблемой, чтобы учащиеся попытались найти ответ самостоятельно или с нетерпением ожидали следующий урок.

11. Важное требование к уроку - систематический контроль знаний и практических умений учащихся.

12. Современный урок химии пронизан идеей оптимизации учебного процесса. Это означает, что учитель выбирает такие средства, методы и приемы обучения, такой вариант построения урока, так рационализирует свой труд и труд учащихся на уроке, чтобы за отведенное время обеспечить максимально возможную эффективность в достижении поставленных целей.

13. На уроке должна царить деловая обстановка, основанная на доброжелательности и доверии, сочетаемая с эмоциональным подъемом.

До начала урока учащиеся обязаны занять закрепленные за ними места в химичес­ком кабинете и приготовить все необходимое к уроку. Опытные учителя начинают урок с первой же минуты. По ходу урока учи­тель постоянно поддерживает дисциплину, внимание учащихся, вовлекая их в активную познавательную деятельность.

Поделиться: