Эпоха средневековья какие века. Что такое Средние века? Введение в историю средних веков и Возрождения

Они запомнились различными событиями и изменениями. Далее рассмотрим подробнее особенности эпохи Средневековья.

Общие сведения

Эпоха Средневековья представляет собой достаточно продолжительный период. В его рамках происходило зарождение и последующее становление европейской цивилизации, ее трансформация - переход к Эпоха Средневековья берет свое начало от падения Западного Рима (476 г.), однако, как считают современные исследователи, более справедливо было бы продлить границу до начала 6 - конца 8 века, после вторжения лангобардов в Италию. Завершается эпоха Средневековья в середине 17 века. Принято традиционно считать окончанием периода Однако стоит отметить, что последние века отличались далеко не средневековым характером. Исследователи склонны отделять период с середины 16 - начала 17 столетия. Этим "самостоятельным" временным отрезком представлена эпоха раннего Средневековья. Тем не менее что эта, что предыдущая периодизация весьма условна.

Характеристика эпохи Средневековья

В данный период происходило формирование В это время начинается череда научных и географических открытий, появляются первые признаки современной демократии - парламентаризма. Отечественные исследователи, отказываясь от трактовки средневекового периода как эпохи "мракобесия" и "темных веков", стремятся осветить явления и события, которые превратили Европу в совершенно новую цивилизацию, максимально объективно. Они ставят перед собой несколько задач. Одной из них считается определение базовых социальных и экономических признаков этой феодальной цивилизации. Кроме того, исследователи пытаются наиболее полно представить христианский мир эпохи Средневековья.

Общественная структура

Это было время, в котором преобладал феодальный способ производства и аграрная стихия. В особенности это характерно для раннего периода. Общество было представлено в специфических формах:

  • Поместье. Здесь хозяин посредством труда зависимых людей удовлетворял большую часть собственных материальных потребностей.
  • Монастырь. От поместья он отличался тем, что периодически здесь встречались грамотные люди, умевшие писать книги и имевшие для этого время.
  • Королевский двор. Он переезжал с одного места на другое и организовывал управление и жизнь по примеру обыкновенного поместья.

Государственное устройство

Оно формировалось в два этапа. Для первого было характерно сосуществование римских и германских видоизмененных общественных институтов, а также политических структур в виде "варварских королевств". На 2-м этапе государство и представляют собой особую систему. В ходе социального расслоения и усиления влияния земельной аристократии между земельными собственниками - населением и сеньорами возникали отношения подчинения и господства. Эпоха Средневековья отличалась наличием сословно-корпоративной структуры, вытекавшей из необходимости в отдельных социальных группах. Важнейшая роль принадлежала Он обеспечивал защиту населения от феодальной вольницы и внешней угрозы. Вместе с этим государство выступало одним из основных эксплуататоров народа, поскольку представляло интересы в первую очередь господствующих классов.

Второй период

После завершения периода раннего Средневековья отмечается существенное ускорение эволюции общества. Такая активность была обусловлена развитием денежных отношений и обменом товарного производства. Продолжает усиливаться значение города, первое время еще остававшегося в политическом и административном подчинении у сеньории - поместья, а в идеологическом - у монастыря. Впоследствии с его развитием связано становление политической правовой системы в Новом Времени. Этот процесс будет воспринят как результат создания городских коммун, отстаивавших вольности в борьбе с господствующим сеньором. Именно в то время начали складываться первые элементы демократического правосознания. Однако историки считают, что было бы не совсем верно искать истоки правовых представлений современности исключительно в городской среде. Большое значение имели и представители прочих сословий. К примеру, становление представлений о личностном достоинстве происходило в сословном феодальном сознании и носило изначально аристократический характер. Из этого можно сделать вывод о том, что демократические свободы развились из вольнолюбия высших сословий.

Роль церкви

Религиозная философия эпохи Средневековья имела всеобъемлющее значение. Церковь и вера полностью наполняли человеческую жизнь - от рождения до самой смерти. Религия претендовала на управление обществом, она выполняла достаточно много функций, впоследствии перешедших к государству. Церковь того периода была организована по строгим иерархическим канонам. Во главе находился папа - Римский Первосвященник. Он имел свое государство в Средней Италии. Во всех европейских странах в подчинении папы находились епископы и архиепископы. Все они были крупнейшими феодалами и обладали целыми княжествами. Это была верхушка феодального общества. Под влиянием религии находились различные сферы деятельности людей: наука, образование, культура эпохи Средневековья. В руках церкви была сосредоточена огромная власть. Сеньоры и короли, нуждавшиеся в ее помощи и поддержке, осыпали ее подарками, привилегиями, стремясь купить ее содействие и расположение. Вместе с этим эпохи Средневековья оказывала на людей успокаивающее действие. Церковь стремилась сгладить общественные конфликты, призывала к милосердию к обездоленным и угнетенным, к раздаче милостыни бедным и пресечению беззакония.

Влияние религии на развитие цивилизации

Церковью контролировался выпуск книг и образование. За счет влияния христианства к 9-му столетию в обществе сложилось принципиально новое отношение и понимание брака и семьи. В раннее Средневековье были достаточно распространены союзы между близкими родственниками, достаточно обычными были и многочисленные браки. Именно с этим всем вела борьбу церковь. Проблема брака, являвшегося одним из христианских таинств, стала практически основной темой большого количества теологических сочинений. Одним из принципиальных достижений церкви в тот исторический период считается формирование супружеской ячейки - нормальной формы жизни семьи, существующей по сегодняшний день.

Экономическое развитие

По мнению многих исследователей, технический прогресс также был связан с повсеместным распространением христианской доктрины. Следствием этого стало изменение отношения людей к природе. В частности, речь идет об отказе от табу и запретов, которые сдерживали развитие сельского хозяйства. Природа перестала являться источником страхов и объектом поклонения. Экономическая ситуация, технические усовершенствования и изобретения способствовали существенному повышению уровня жизни, достаточно устойчиво продержавшемуся в течение нескольких веков феодального периода. Средневековье, таким образом, стало необходимым и весьма закономерным этапом становления христианской цивилизации.

Формирование нового восприятия

В обществе человеческая личность стала выше цениться, чем в Античности. Это было главным образом связано с тем, что средневековая цивилизация, проникнувшись духом христианства, не стремилась выделять человека из окружающей среды из-за склонности к целостному восприятию мира. В связи с этим, будет неверно говорить о, якобы, препятствовавшей формированию индивидуальных черт церковной диктатуре над человеком, жившим в Средневековье. На западноевропейских территориях религия, как правило, выполняло консервативную и стабилизирующую задачу, обеспечивая для развития личности благоприятные условия. Невозможно представить духовные поиски человека того времени вне церкви. Именно познание окружающих условий и Бога, на которое вдохновляли церковные идеалы, рождало многообразную, красочную и живую культуру эпохи Средневековья. Церковь формировала школы и университеты, поощряла книгопечатание и разнообразные богословские диспуты.

В заключение

Весь строй общества эпохи Средневековья принято именовать феодализмом (по термину "феод" - пожалованию вассалу). И это несмотря на то, что этот термин не дает исчерпывающей характеристики социального устройства периода. К основным чертам того времени следует относить:


Важнейшим фактором культурной общности Европы стало Христианство. Именно в рассматриваемый период оно стало одной из мировых религий. Христианская церковь основывалась на античной цивилизации, не только отрицая прежние ценности, но и переосмысливая их. Религия, ее богатство и иерархия, централизация и миропонимание, мораль, право и этика, - все это сформировало единую идеологию феодализма. Именно христианство определяло в значительной мере отличие средневекового общества Европы от прочих социальных структур на иных континентах в то время.

Установление временных рамок

Если говорить о средневековье кратко, то это одна из самых длительных и интересных эпох после древнего мира. Долгое время среди ученых- медиевистов (медиевистика - это один из разделов истории, изучающий европейское средневековье) не было согласия в определении рамок этого периода в истории человечества. Дело в том, что разные страны развивались совершенно по-разному. Кто-то ушел в экономическом, политическом и общественном развитии вперед, некоторые страны, напротив, очень сильно отставали о других. Поэтому сейчас средневековье, кратко говоря, рассматривается одновременно и как общеисторический процесс, и как явление, имевшее место в любой стране. Здесь оно могло иметь свои определенные особенности и временные рамки.

История средних веков вкратце

  • Философия средневековья
  • Литература средних веков
  • Наука средневековья
  • Церковь в средневековье
  • Архитектура средних веков
  • Искусство средневековья
  • Ренессанс - Романский стиль - Готика
  • Великое переселение народов
  • Византийская империя
  • Викинги
  • Реконкиста
  • Феодализм
  • Средневековая схоластика
  • Кратко о рыцарях
  • Крестовые походы
  • Реформация
  • Столетняя война
  • Авиньонское пленение Пап
  • Европа в Средние века
  • Восток в Средние века
  • Индия в Средние века
  • Китай в Средние века
  • Япония в средние века
  • Древнерусское государство
  • Англия в Средние века
  • Достижения средних веков
  • Изобретения средних веков
  • Права в средние века
  • Города в средние века
  • Франция в средние века
  • Образование в средние века
  • Короли средних веков
  • Королевы средних веков
  • Италия в средние века
  • Женщина в средние века
  • Дети в средние века
  • Торговля в средние века
  • События средних веков
  • Средние века особенности
  • Открытия средних веков
  • Оружие средних веков
  • Школа в средние века
  • Инквизиция в средние века
  • Музыка средних веков
  • Гигиена в средние века
  • Животные средних веков
  • Воспитание в средние века
  • Замок в средние века
  • Пытки в средние века
  • Африка в средние века
  • Медицина в средние века
  • Войны в средние века
  • Мораль средних веков
  • Этика средних веков
  • Произведения средних веков
  • Чума в средние века
  • Костюмы средних веков
  • Сербия в средние века
  • Ученые средних веков
  • Испания в средние века
  • Боги средних веков
  • Иран в средние века
  • Политика в средние века
  • Монастыри в средние века
  • Производство в средние века
  • Дома в средние века
  • Германия средние века
  • Одежда средних веков
  • Памятники средних веков

Если рассматривать Средние века, кратко изложенные, то началом этой эпохи считается время крушения Великой Римской империи - V век нашей эры. Впрочем, в некоторых европейских источниках принято считать началом средневековья время появления ислама - VII век. Но более распространенной считается первая дата.
Что касается конца Средних веков, здесь опять мнение историков расходится. Итальянские историки считают, что это XV век, российские ученые приняли за окончательную дату конец XVI - начало XVII веков. Опять же, для каждой страны эта дата устанавливалась сообразно ее развитию.

История возникновения термина

Впервые этот термин - «средние века», стали использовать итальянские гуманисты. До этого применялось название «темные века», которое придумал великий итальянский поэт эпохи Возрождения Петрарка.
В XVII веке название Средние века, кратко говоря, окончательно закрепил в науке профессор Христофор Келлер. Он же предложил следующее разделение всемирной истории на античность, средневековье и новое время.
Почему было взято именно это название - потому что эпоха средневековья находится между античностью и новым временем.
Много лет было принято считать Средние века временем жестоких войн и засильем церкви. Эту эпоху именовали исключительно как «темные века», где господствовали невежество, инквизиция, варварство. Только к нашему времени представление о средневековье стало радикально меняться. О нем заговорили, как о времени, полном романтики, великих открытий, прекрасных произведений искусства.

Периодизация в средних веках

Общепринятым считается разделение истории Средних веков на три больших периода:

Раннее средневековье;
классическое;
позднее средневековье.

Раннее средневековье

Начинается со времени падения Великой Римской империи и длится около 500 веков. Это время так называемого Великого переселения народов, которое началось в 4 веке и закончилось в 7. За это время германские племена захватили и подчинили себе все страны Западной Европы, определив, таким образом, облик современного европейского мира. Основными причинами массовой миграции в этот период средневековья, кратко говоря, стали поиск плодородных земель и благоприятных условий, а также резкое похолодание климата. Поэтому северные племена двинулись поближе к югу. Кроме германских племен, в переселении участвовали турки, славяне и финно-угорские племена. Великое переселение народов сопровождалось уничтожением многих племен и кочевых народов.
С эпохой раннего средневековья связано существование Византийской империи и образование Франкской империи.

Высокое или классическое средневековье

Это период образования первых городов, возникновения феодального строя, время расцвета могущества католической церкви и Крестовых походов. Длился с 1000 по 1300 века.
Во времена классического средневековья сформировалась иерархическая (феодальная) лестница - особое последовательное расположение званий. Появились институты вассалов и сеньоров. Владелец земли - сеньор, мог дать во временное пользование феод (земельный участок) на особых условиях. Вассал, которой получал феод, становился военным слугой своего сеньора. За право пользоваться этим земельным участком он должен был 40 дней в году служить в войске. Также он брал обязательство защищать своего сеньора. Впрочем, в Средние века, кратко говоря, эти условия довольно часто нарушали обе стороны.
Основу экономики Средних веков составляло сельское хозяйство, в котором была занята большая часть населения. Крестьяне обрабатывали и свои земельные наделы, и господские. Точнее говоря, своего у крестьян не было ничего, от рабов их отличала только личная свобода.
Католическая церковь

В эпоху классического средневековья в Европе достигла своего могущества католическая церковь. Она оказывала влияние на все сферы жизни человека. С ее богатством не могли сравниться правители - церкви принадлежала 1/3 всех земель в каждой стране.
Средневековый человек был крайне религиозным. То, что для нас считается невероятным и сверхъестественным, для него было обыденным. Вера в темное и светлое царства, демонов, духов и ангелов - это то, что окружало человека, и во что он безоговорочно верил.
Церковь строго следила, чтобы ее престижу не был нанесен урон. Все вольнодумные мысли пресекались на корню. От действий церкви в свое время пострадали многие ученые: Джордано Бруно, Галилео Галилей, Николай Коперник и другие. Вместе с тем, в Средние века, кратко говоря, она была средоточием образования и научной мысли. При монастырях существовали церковные школы, к которых обучали грамоте, молитвам, латинскому языку и пению гимнов. В мастерских по переписке книг, там же, при монастырях, бережно переписывали труды античных авторов, сохраняя их для потомков.

Рыцари
Вся романтика, присущая средневековью, связана с рыцарями. Рыцарь - это конный воин-феодал. Рыцарство, как особое сословие, возникло из военных дружинников, которые становились вассалами и служили своим сеньорам. Со временем, рыцарем мог стать только воин благородного происхождения. У них существовал свой кодекс поведения, в котором главное место занимали честь, верность Господу и поклонение своей даме сердца.

Крестовые походы
Целая серия этих походов состоялась в течение 400 лет, с XI по XV века. Они были организованы католической церковью против мусульманских стран по лозунгом защиты гроба Господня. На самом деле, это была попытка захвата новых территорий. В эти походы отправлялись рыцари со всей Европы. Для молодых воинов участие в таком приключении было обязательным условием, чтобы доказать свое мужество и подтвердить рыцарское звание.

Средневековые города
Они возникали прежде всего в местах оживленной торговли. В Европе это была Италия и Франция. Здесь города возникают уже в IX веке. Время появления остальных городов относится к X - XII векам.

Позднее средневековье
Это один из самых трагичных периодов средневековья. В XIV веке почти весь мир пережил несколько эпидемий чумы, Черной смерти. Только в Европе она уничтожила более 60 миллионов человек, почти половину населения. Это время сильнейших крестьянских восстаний в Англии и Франции и самой длительной войны за всю историю человечества - Столетней. Но одновременно - это эпоха Великих географических открытий и Возрождения.
Средние века - удивительное время, определившее будущий путь человечества в период Нового времени.

ВВЕДЕНИЕ

история средневековый византия российский

История средних веков - самобытная, неповторимая эпоха, которая охватывает очень длительный период истории человечества и представляет собой закономерный этап в его развитии. От современности средние века отделены многими столетиями, и, казалось бы, их изучение представляет лишь академический интерес. На самом деле многие явления и отношения современности, неожиданные повороты в судьбе народов и государств уходят своими корнями в далекое прошлое.

В средние века на территории Европы образовалось большинство современных народностей и государств, зародилась их национальная культура, характер, язык. К этому же периоду относится начало процесса формирования наций, завершившегося уже в новое время.

Социально-экономический строй средневекового общества определил и характер его политической надстройки. Религия освящала светскую феодальную систему, оберегала государство, а догматы церкви были одновременно и политическими аксиомами, что в принципе предполагало прогрессивное воздействие на жизнь. Современные политические системы, таким образом, имеют давние традиции. Особенно это касается парламентов. Сословно-представительные собрания средневековья, первые наивные парламентские учреждения, появившиеся в XIII - XIV вв., стали их прообразами.

Таким образом, история средневекового общества никак не может быть объектом только академического изучения. Исследование этой эпохи дает возможность правильно оценить многие процессы, происходящие в современном мире. Поэтому интерес к средним векам не затухает. Об этом свидетельствует то, что по поводу многих проблем средневековья и сейчас идут оживленные дискуссии. Они касаются типологии зарождения и развития феодализма, роли рабовладения в средние века, возникновения городов, их места и роли в обществе, характера общины и вотчины, периодизации средневековья, границ культуры классического периода и эпохи Возрождения.


.Понятие «средние века»


Термин «средние века» был впервые введен в оборот итальянскими гуманистами в XV в. для обозначения длительного периода варварства, наступившего вслед за разрушением античной цивилизации. Римский историк Флавио Биондо в своем труде «История от падения Рима» называет «средними» столетия между античностью и т.н. «новым» временем, в котором жил сам историк (1388 - 1464 гг.). В это понятие ранние итальянские гуманисты вкладывали свое содержание: речь шла прежде всего о падении культуры, деградации латинского языка, превращении его в т.н. кухонную (низкую, испорченную) латынь (infima latinitas).

В конце XVII в. термин «средние века» был впервые применен для общей периодизации истории. Профессор философии и географии в Галле Кристоф Кеплер (Целлариус, 1634 - 1707 гг.) разделил всю историю человечества на три периода - античную, среднюю и новую. Во втором томе своей «Истории» Целларий четко обозначил хронологические рамки средневековья - от правления римского императора Константина Великого (306 - 337 гг.) до завоевания г. Константинополя турками (1453 г.). Историки и философы XVIII в., находившиеся под влиянием просветительских идей, дали понятию иное толкование. Стремящаяся к власти буржуазия тенденциозно оценивала средние века, считая их временем, когда в Европе господствовали дикость, варварство, суеверия, ограничение умственной свободы.

В российской исторической науке представления о средних веках складывались под сильнейшим влиянием марксистской идеологии. В основу этой идеологии положено учение об общественно-экономических формациях, которые последовательно сменяют друг друга. Следуя этому принципу, историки рассматривают древность как период господства первобытнообщинного и рабовладельческого строя, средние века - как феодальное общество, а в новое время, с упадком феодально-крепостнических отношений, наступает эпоха капитализма. Таким образом, средневековье - это длительный период, ряд событий и явлений, относящихся непосредственно к зарождению, формированию, развитию и гибели феодализма.


Периодизация истории Средних веков в Западной Европе


Исторический период Средних веков, или феодализма - один из самых продолжительных периодов в истории Европы, он длился 11-12 столетий. Феодализм многих европейских народов начался с разложения родоплеменных отношений. Другие народы вступили на путь феодализма, пройдя через рабовладельческий уклад. Переход к феодализму связан с появлением мелких, средних и крупных землевладельцев, монопольной собственностью которых становится земля. Земля как объект собственности явилась основным условием существования феодализма. Переход к феодализму и становление нового вида собстенности - земли, связан с подчинением крестьян землевладельцам. В своем развитии феодализм проходит несколько стадий, каждая из которых характеризуется новыми явлениями в экономике, политике, государственности, культуре и духовно-религиозной жизни.

Начало западно-европейского средневековья связано с крушением Западной Римской империи. Верхнюю хронологическую границу историки определяют от XV до XVII в.

История феодализма делится на три больших периода: 1) Раннее средневековье - время формирования феодального способа производства, V-XI вв.

) Классическое, или развитое средневековье - период развитого феодализма, конец XI-XV вв.

3) Позднее средневековье - период разложения феодальных отношений и зарождение капиталистического способа производства, XVI - середина XVII вв.

Формируются два класса - феодалы-землевладельцы и зависимые от них крестьяне.

Экономика раннего феодализма многоукладна. В ней еще сохраняются элементы рабовладельческого, первобытно-общинного уклада. Наряду с этим формируется принципиально новая феодальная экономическая система. Города в это время сохранялись как центры торговли в ареале Средиземноморья. В период раннего феодализма происходит образование варварских королевств в результате переселения народов, обосновавшихся на западноевропейской территории. С образованием первых варварских королевств появляется первая форма феодального государства - раннефеодальная монархия. Социально-экономические условия этого периода определяли характер раннефеодального государства.

В культурной жизни наблюдается упадок, связанный с гибелью Западной Римской империи и распространением язычества. Через определенное стабилизационное время, когда оформятся варварские королевские государства, начнется подъем культуры, культуры новой, оформившейся в результате синтеза двух культур: античной и варварской («Каролингское Возрождение» в IX в. и «Оттоновское Возрождение» в X в.). В раннее средневековье утверждается христианство как государственная религия. Высшей санкцией всей жизни Западной Европы становится католицизм. Второй период характеризуется завершением процесса формирования феодальных отношений и расцветом феодализма. Крестьяне в период развитого феодализма попадают в личную и поземельную зависимость от феодалов-землевладельцев.

Это иерархическое соподчинение, которое возникает в период развитого феодализма, приводит к распаду раннефеодальной территориальной организации государственной власти и господству феодальной раздробленности. Развитие феодальной экономики, подъем городов и рост товарно-денежных отношений изменили формы феодальной эксплуатации: ослабевает крепостная зависимость крестьян, появляются свободные крестьяне. Изменяется сущность города. Город все больше занимает свое, особое место в феодальном мире. Он становится центром не только торговли, но и ремесла. Появляется свободное городское население. Начинается расцвет городов, городской культуры. Город становится колыбелью Возрождения. Создаются предпосылки для ликвидации феодальной раздробленности и централизации.

С формированием единых государств появляется новая форма феодальной монархии - сословно-представительная. В сословно-представительных монархиях появляются свои представительные органы. Коренным образом изменяется все феодальное общество. Третий период средневековья характеризуется крайним обострением всех феодальных противоречий. Завершается централизация феодальных государств и переходу к новому типу феодальной монархии - абсолютизму. Классической страной абсолютизма в Западной Европе становится Франция. Производительные силы в этот период перерастают рамки феодальных производственных отношений и традиционных форм собственности. В недрах феодального общества зарождаются капиталистические отношения. В Нидерландах и Англии происходят первые раннебуржуазные революции. В духовно-религиозной жизни Западной Европы начинается Реформация и Контрреформация. В области культуры наступает период трагического гуманизма. Средневековье приближается к своему концу и оказывается на пороге Нового времени.


3. Периодизация истории Средних веков в Византии


Начало истории Византии относится к IV в., когда император Константин I Великий переносит свою столицу из Рима в небольшой город Византий на Босфоре. История Византии делится на три периода. Первый, или ранний период (IV-VII вв.) характеризуется сохранением многочисленных позднеантичных институтов во всех областях жизни Византийской империи. В этом периоде историки Византии выделяют VI век. Именно в этот век полностью исчезают позднеантичные формы жизни, начинается история средневековой феодальной Византии. В аграрной области формируются патронатные отношения. Византийские города, в отличие от Западной Европы, не знали упадка. В городах империи сохранялись сильные позднеантичные институты. Христианство было официальной государственной религией, обязательной для всех полноправных подданных империи.

Второй период, средний, охватывает вторую половину VII - XII вв. Этот период характеризуется распадом на три этапа с временными рубежами в IX и в конце XI вв.

Средний период в общественно-экономической структуре Византии характеризуется расцветом, взлетом византийской государственности, могуществом империи. В области духовно-религиозной наступает определенный кризис, связанный с иконоборчеством. Византийская культура этого времени вступает в пору своего блистательного расцвета: «Македонское Возрождение» (IX в.), «Комниновское Возрождение» (XII в.).

Третий, или поздний период: XIII - середина XV вв. Его начало характеризуется затяжным кризисом Византии, который наступает с IV Крестовым походом, с образованием Латинской империи.

В этот период оформляется поздний византийский феодализм с его спецификой. Происходит серьезный упадок в аграрной сфере, упадок городов. В Византии начинаются восстания, и самым грозным и опасным для ее государственности было восстание зилотов. В поздний период развертывается серьезная идейно-богословская борьба в империи: начинаются дискуссии между паламитами и их оппонентами. При общем упадке всех областей жизни в области культуры наступает последний ее блистательный взлет - «Палеологовское Возрождение» (XV в.), как лебединая песня культуры Византии. И, наконец, взятие Константинополя турками-сельджуками, падение, гибель, разрушение одной из крупнейших империй - Византийской империи в 1453 г. Перестает существовать огромная империя, оплот православного мира, и миссия Византии в духовно-религиозной области переходит к России.


4. Периодизация истории Средних веков в российском государстве


В истории Российского государства и культуры периоду с IX по XVII в. принадлежит особое место. Именно в средние века определились в основном границы государства, были заложены этнокультурные основы будущих наций и национальных языков, сформировались православно-христианские общественные идеалы и базовые ценности, сложилась богатейшая культура. Об этом периоде существует огромная историография. Среди вопросов, традиционно вызывающих дискуссии историков, следует назвать такие, как: происхождение термина «Русь », роль экзогенных факторов на ранних этапах становления древнерусской государственности, генезис феодализма у восточных славян и роль геополитического фактора, повлиявшего на специфику русской истории и культуры, концепцию Предвозрождения в русской культуре конца XIV-XV в. и др.

В истории средневековой Руси прослеживаются три периода: I - древнейшая история Русского государства со второй половины IX в. до 30-х годов XIII в.; II - вторая половина XIII-XV в.; III - начало XVI-XVII в.

В рамках Древнерусского государства происходил генезис феодализма, специфика которого отразилась на формировании его основы - феодальной земельной собственности, социально-классовой структуре. Особенно значимым фактором развития явилось принятие в конце Х в. христианства, превратившегося в форму господствовавшей в средневековом обществе идеологии, определявшей психологию и социальное поведение людей того времени.

Крещение Руси было важным этапом в развитии ее культуры, которая обрела совершенно новые черты. Наиболее значительным после принятия христианства стало византийское влияние, однако и оно вскоре было переосмыслено и переработано на основе самобытной культуры, истоки которой восходят к глубокой древности.

Историю русских земель II периода можно разделить на три этапа. Первый охватывает 40-е годы XIII - начало XIV в. и характеризуется глубоким демографическим кризисом, замедлением социально-экономического развития, что явилось следствием монголо-татарского нашествия 30-х годов XIII в. Второй этап приходится на XIV столетие. В это время кризис постепенно преодолевается, ускоряется развитие феодальных отношений, складываются политические центры, борющиеся за ведущее положение в регионе, делаются первые попытки освобождения от иноземного ига. Третий этап - XV в.- характеризуется сравнительно быстрыми темпами роста производительных сил, вовлечением в процесс развития феодализма земель с финно-угорским населением за счет внутренней колонизации в Северо-Восточной Руси. Укрепляются города. К концу XV в. образовалось государство типа сословной монархии - Московское государство, добившееся полного освобождения от монголо-татарской зависимости. Начиная с XV в. постепенно складывались предпосылки формирования новых народностей, выделения их языков, особенностей материальной и духовной культуры. В пределах Русского государства началось воссоединение бывших земель Киевской Руси .

Русская культура за два с половиной века прошла путь от страшного разорения, приостановившего ее развитие, через упорное возрождение, приведшее к высочайшим достижениям конца XIV-XV вв. Многообразная по своим местным особенностям, она все более складывалась как единое целое.

В III период в условиях Московского государства в основных чертах сформировался феномен России. Тогда же родилось и закрепилось название страны.

Медленной поступью уходила в прошлое средневековая Русь. В XVII в. процесс генезиса капиталистических отношений был уже необратимым. Претерпело существенные изменения государственное устройство России - из сословно-представительной монархии она превращалась в абсолютистскую монархию. Наступил кризис религиозной идеологии и церковной организации. Общество стало более открытым. В течение середины второй половины XVI-первой трети XVII в. произошел поворот от культуры Древней Руси к культуре России Нового времени. Это было начало нового периода русской истории - подготовки страны к эпохе реформ Петра I.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Итак, средние века в Западной Европе - время напряженной духовной жизни, сложных и трудных поисков мировоззренческих конструкций, которые могли бы синтезировать исторический опыт и знания предшествовавших тысячелетий. В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примирить веру и разум, строя картину мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили, новый городской образ жизни, новую экономику, подготовила сознание людей к применению механических приспособлений и техники. Вопреки мнению мыслителей итальянского Возрождения, средние века оставили нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе институты научного познания и образования. В их числе следует назвать, прежде всего, университет как принцип. Возникла, кроме того, новая парадигма мышления, дисциплинарная структура познания без которой была бы невозможна современная наука, люди получили возможность думать и познавать мир гораздо более эффективно, чем прежде. Даже фантастические рецепты алхимиков сыграли свою роль в этом процессе совершенствования духовных средств мышления, общего уровня культуры.

В средние века человечество сделало крупный шаг вперёд по сравнению с древностью в развитии хозяйства, культуры и морали.


Список использованной литературы


1.История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10-11 кл. Хачатурян В.М. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Дрофа, 1999. - 512с.

Карева В.В. История Средних веков Приводится по изданию: Карева В.В. История Средних веков. М.: ПСТБИ, 1999

История Европы с древнейших времен до наших дней: В 8 т.- М., 1992.- Т. 2. Средневековая Европа / Ред. З.В. Удальцова. Павленко Н. И., Кобрин В. Б., Фёдоров В. А. История СССР с древнейших времён до 1861 г. - М. Наука, 1989

Н.В. Шишова, Т.В. Акулич, М.И. Бойко, А.М. Власова, О.В. Дружба, А.Ю. Новиков, В.А. Рамих, В.А. Ушкалов История и культурология издание второе, переработанное и дополненное. Учебное пособие для студентов вузов.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Средние века (Средневековье) - исторический период всемирной истории, следующий после Античности и предшествующий Новому времени.

Началом Средневековья считается крушение Западной Римской империи в конце V века (считается, что империя прекратила своё существование 4 сентября 476 года, когда Ромул Август отрёкся от престола), однако в энциклопедическом издании ЮНЕСКО «История человечества» рубеж был проведён по моменту возникновения ислама (начало VII века). Относительно конца Средневековья у историков нет единого мнения. Предлагалось считать таковым: падение Константинополя (1453), открытие Америки (1492), начало Реформации (1517), битву при Павии (1525), начало Английской революции (1640), конец Тридцатилетней войны и некоторые другие периоды.

В истории Средневековья принято выделять три периода:

V-XI вв. - раннее Средневековье,

XII-XIII вв. - высокое Средневековье,

XIV-XV вв. - позднее Средневековье.

В основе средневековой культуры лежит взаимодействие двух начал: германского, «варварского», и романского - культурных традиций Западной Римской империи. Именно на основе их взаимного влияния и сформировалась западноевропейская средневековая культура. Средневековая культура первоначально формируется на основе замкнутого мира феодального поместья, затем ее центрами становятся города. Именно в городах возникает смеховая, «карнавальная», по определению М.М. Бахтина, культура, во многом противоречившая официальной. Социальная культура средневековья характеризуется, прежде всего, корпоративностью и иерархичностью общества. В духовной культуре главенствующая роль принадлежит христианской религии и церкви, именно религиозное мировоззрение господствовало в этот период практически безраздельно. Характерными чертами средневековой духовной культуры являются традиционализм, каноничность, символизм и дидактизм. Для средневековой культуры характерна также универсальность, энциклопедичность знания. Средневековая наука находилась под сильным влиянием церкви. Она выступала как осмысление данных Библии, основной целью ставила познание Бога и понимание божественного замысла относительно мира и его предметов. Таким образом, наука не была нацелена на открытия - ведь истина уже была дана Богом в Библии. Главным методом познания в средние века являлось постижение смысла божественных символов.

В первые века нашей эры в литературе существовали нисходящая и восходящая линии. Первая обусловлена кризисом античной эпохи, основывавшейся на языческой мифологии и различных философиях. В переход от античности к средним векам наблюдается восходящая линия – это литература раннего христианства. Её источник – Новый Завет.

    Нисходящая литература (Которая вымрет). Кризис. Утилитарная литература (Предназначенная для развлечения). Например, Центон.

Тертуллиан оставил в своей работе записи о Центоне. Центон – собранные в новый текст цитаты из известных текстов.

Палиндром – поэтический квадрат.

SATOR (Сеятель)

APERO (Удерживает)

TENET (С трудом)

OPERA (Телегу)

Во все стороны читается одинаково

    Восходящая литература (Клерикальная)

Ранняя Клерикальная литература носит название Патристики.

Патристика – результат формирования христианских структур.

Христианство складывается из:

    Иудаизм (Талмуд= ветхий завет)

    Новый Завет

    Неоплатоники

    Филон Александрийский (I век) Тезис об эманации(Нисхождение, исход) божественной энергии на мир. Теория логоса (Вначале было слово).

Основные жанры клерикальной литературы на латинском языке - секвенции, видения, жития святых, рассказы о чудесах, совершенных по молитвам Пресвятой Богородицы и святых, - сформировались в V - VIII вв. на основе некоторых традиций поздней античности. Они оказали значительное влияние на развитие как церковной, так и светской литературы на много столетий вперед (красноречивейший пример - новелла А. Франса «Жонглер Богоматери»). Из житийной литературы выделяются жизнеописания проповедников христианства - например, св. Бонифация, просветителя Германии, или св. Колумбана, просветителя Галлии, а также подвижников благочестия, в том числе «Житие св. Алексия, человека Божия», популярное как в православном, так и в католическом мире. Из житий праведников, посвятивших себя делам милосердия, выделяется «Житие св. Германа» - галльского подвижника, тратившего все собранные деньги на выкуп невольников и пленных.

Необычайно распространенный жанр видений, ставивший вопрос о загробной жизни человека, обрел свое высшее воплощение в «Божественной комедии» Данте. Кальдерон в XVII в. написал превосходную драму, использовав средневековый сюжет о «Чистилище св. Патрикия».

Двоемирие, присущее средневековому миросозерцанию, отразилось и во многих памятниках клерикальной литературы, значительная часть которых сочетает повествования о чудесах с бытовыми описаниями. В более поздних сочинениях такого рода ощутимы даже художественные приемы, заимствованные из арсенала рыцарской литературы.

средневековье (лат. medium aevum), - период всемирной истории, следующий за историей древнего мира и предшествующий новой истории. Понятие С. в. было введено в 15-16 вв. итал. гуманистами эпохи Возрождения, считавшими предшествующий Возрождению период истории (от падения Рим. империи) "темными веками" европ. культуры. Итал. гуманист Ф. Бьондо дал первое систематич. изложение истории С. в. в Зап. Европе как особого периода истории, но термин "С. в." утвердился в европ. науке лишь после того, как проф. ун-та в Галле X. Келлер назвал одну из трех книг своего учебника "Историей С. в." (Ch. Cellarius, Historia medii aevi, a tempori bus Constantini Magni ad Constantinopolim a Turcas captain deducta..., Jenae, 1698). В 18 в. возникла спец. отрасль ист. науки, изучающая историю С. в., - медиевистика. Марксистская историография, сохранившая традиционное (трехчленное) деление истории на древнюю, ср.-век., новую (т. н. "гуманистическая трихотомия"), рассматривает С. в. как эпоху зарождения, развития и разложения феодализма, рубежом между древностью и С. в. считает крушение рабовладельч. Рим. империи, между С. в. и новой историей - первую бурж. революцию, имевшую общеевроп. значение и положившую начало переходу от феодализма к капитализму, - английскую буржуазную революцию 17 века. История С. в. делится на три осн. периода: раннее средневековье - период генезиса и раннего феодализма (кон. 5-10 вв.), классическое средневековье - период развитого феодализма (11-15 вв.), позднее средневековье - период разложения феодализма (16 - сер. 17 вв.). В бурж. ист. науке гранью между С. в. и новым временем обычно считается открытие Америки (1492) или Реформация (нач. 16 в.) (подробнее о рубеже между С. в. и новым временем см. в ст. Новая история). Понятие С. в. возникло и разрабатывалось ист. наукой на мат-ле европ. истории; в отношении других народов этот термин применялся обычно лишь тогда, когда их история переплеталась в С. в. с историей европ. народов, если эти народы соприкасались с народами Европы (напр., "мусульманское средневековье"). Понимание средневековья как всемирно-историч. эпохи существования феод. формации, введенное марксистской ист. наукой и опирающееся на принцип формационного подхода к истории, привело к более широкому и универсальному применению этого термина, к распространению его на историю всех стран, у к-рых в период С. в. существовали феод. отношения. Однако в большинстве стран Европы и особенно в странах Азии и Африки время существования феодализма выходит далеко за пределы средневековья (т. е. во всемирной истории имеет место хронологич. несовпадение "эпохи средневековья" и времени существования феодализма). С другой стороны, во многих областях земного шара во всемирно-историч. эпоху средневековья продолжали существовать дофеод. отношения. Лит.: История средних веков, под ред. С. Д. Сказкина, т. 1-2, М., 1966; История стран зарубежного Востока в средние века, М., 1957; Всемирная история, т. 3-4, М., 1957-58; Конрад Н. И., "Средние века" в ист. науке, в его кн.: Запад и восток. Статьи, М., 1966; Вайнштейн О. Л., История советской медиевистики, Л., 1968; The Cambridge medieval history, v. 1-8, Camb., 1913-36. См. также статьи Феодализм, Медиевистика и лит. к ним.

Поделиться: