Почему моряки носили брюки клеш? История и преимущества одежды. Модный приговор: брюки клеш – почему моряки носили именно их История и применение брюк клеш

Папаша Мюллер задал вопрос

Отчего на флоте пошла мода на брюки "клеш"?
Тут какое-то издание оповестило свет, что оттого, что так их (клешеными) проще с себя стянуть было, если матрос вдруг падал в воду. Логично? Ага.
Все дело в том, зачем с себя стягивать брюки, в воду упав - этим вопросом, похоже, никто не заморачивается...

И вспомнил я свои школьные годы. Не в клешах была проблема! Этим гордились.

Напомню, все старшие классы школы мой отец был старшим офицером - инженер-подполковником. Ходил в чёрной форме, в морском мундире. Форму новую ему выдавали очень часто, а отец был аккуратист. Форма годами была как новая. Даже рубашки! И он снабжал одёжкой флотской меня.

Совсем в детстве, в начальной школе, мне шили штаны и пальто из отрезов, которые отец получал. Отличная была ткань! А вот когда вымахал я большим, отец стал приносить полный комплект формы моего размера! Шинель немного переделывали, а рубахи и штаны полностью подходили. И вот впервые я надел флотские матросские штаны. И пошёл в школу.

Вот теперь будет интересно мамашам, которые имеют мальчиков и умеют шить.

На флотских штанах у матросов отсутствует ширинка (она же гульфик по морскому). Штаны спереди имеют т.н. клапан и застегиваются с боков на пуговках. А гульфик есть у офицеров.

Я помню, как в 7 классе пришёл в класс и все с интересом посмотрели на мои новые штаны - у них был клёш! - а когда сказал и показал, что у матросов ширинки нет и у меня на штанах тоже нет, все заржали. Было мне неказисто…

А потом придумал. Гордо сказал - клапан прекраснейшая вещь при быстром сексе))) да в людных местах))). И все пацаны посмотрели с уважением))… Блеф в нужное время - замечательнейшая вещь))

Опустим версии, которые повторяют все - про Петра Первого и секс, про Екатерину Великую и обнажённый член матроса - и поговорим про две основные версии.

Первая. Чтоб штаны быстро в воде скинуть. И клёш для этого, чтоб скинуть портки, не снимая ботинок. Это самая распространенная версия. Но мне милей Вторая.

Почему-то забыли про правдивую версию брючного клапана - военная форма самая продуманная одежда, бесспорно, флотская тоже. И все в ней подчинено практичности. Возникновение такого кроя с клапаном пришло от матросской одежды голландских моряков. Это чтобы, когда спускаешься с реи по веревке, не зацепиться мотней, не порвать одежду... И всё.

Нет, ещё одно. Если у вас есть фрак и фрачный комплект, то у вас тоже нету ширинки или гульфика на брюках! Странное родство - матрос и его штаны, аристократ и его штаны…

Нет, всё непросто! Ваши версии?

***
С морского форума:

Увидев будущую парадно-выходную форму матросов и старшин флота, я был сильно расстроен. Она стала напоминать форму сухопутных войск: те же фуражки, кители… Нет уже ни бескозырок с ленточками, ни тельняшек, ни «голландок», ни гюйсов… А ведь в этом была, можно сказать, вся «изюминка» матросской формы! Какой же это матрос в фуражке, а не бескозырке?! А повседневная форма, роба, стала во многом похожа на аналогичную американскую форму ВМС (опять слепое копирование всего западного). Она, например, сшита из сукна, которого почти уже не встретишь в современном обмундировании. Эта шерстяная форма имеет в свою очередь ряд достоинств: она тёплая, «дышит», отталкивает воду, надёжная и долго не изнашивается. Она также является и разнообразной. Например, в холодную погоду матросы и старшины надевали синие суконные голландки, а в тёплую - белые хлопчатобумажные голландки. Бескозырки были и чёрные, и белые и т. д.

Подтверждаю. Сукно великолепное, теперь заграничная херня заместо советского великолепия! Тонем…

Когда мы смотрим на старые фотографии или рисунки, где изображены моряки, то основной отличительной чертой всегда являются широкие брюки клеш. И хоть сегодня такую форму уже не носят, в старых изображениях есть какой-то шарм и романтика.

А если к общему ансамблю добавить тельняшку и бескозырку, то начинаешь понимать, почему девушки просто сохли по парням одетым таким элегантным образом. Служба на флоте — это очень рискованное занятие, моряки всегда старались подходить к любому процессу очень обстоятельно и рационально. Практически все правила на корабле были написаны кровью, и поэтому всему, что окружает человека на судне и даже его одежда — должны отвечать определенным практическим целям.

И действительно, брюки клёш впервые появились на флоте, причем было это ещё во времена парусных судов. Свое название расширяющиеся от бедра штаны получили от французского слова — cloche, что в переводе означает "колокол". Но хоть название было французским, первыми моряками, надевшими такие брюки в 1810 году, были американцы. Кстати, американцы предпочитали называть их трубами. До этого моряки носили широкие, парусиновые или хлопковые штаны.

Такая форма брюк появилась неслучайно, подобный покрой решал несколько практических задач. Во-первых, в них было легко работать и передвигаться по мачтам. Во-вторых, их было легко закатать повыше, если надо было отдраить палубу или спрыгнуть со шлюпки у берега прямо в воду. Ну и, в-третьих, моряк мог просто упасть за борт. Вот тут-то и начиналась борьба за жизнь. Моряку было жизненно важным, попав в воду, быстро скинуть одежду. А широкие брюки, удобно отстёгивающиеся по бокам, легко снимались, причем через ботинки. Кстати, не только брюки моряков легко снимались, но и куртка с широким вырезом.

Моряки были настоящими модниками. Выходя на берег, некоторые вшивали в низ штанины кусочки свинца. Такие брюки надувались воздухом, что придавало моряку важности.

Но после перехода из парусного в паровой флот, в конце XIX века, в России отказались от расклешенных штанов. Спустя некоторое время брюки клёш всё-таки вернулись на флот, но теперь стали привилегией офицеров. Произошло это в 1909 году. К этому времени матросам носить такие брюки запрещалось.

После революции обиженные матросы вновь бросились одевать расклешенные брюки, считая это победой над старым режимом.

В современном флоте уже нет традиционного клеша. Сегодня на кораблях решаются другие задачи, а технический прогресс сделал быт моряка более лёгким и безопасным. Потому сегодня моряки носят более обычную современную форму.

Брюки клеш в дополнение к тельняшке создают узнаваемый с первого взгляда образ моряка. Именно таким матроса представляют себе даже дети. Но почему мореходы носят именно такие брюки, а не, к примеру, зауженные? Откуда была взята такая форма, по какой причине ее ввели? Есть ли у таких брюк какие-либо практические особенности, актуальные именно для моряков, полезные для них на практике? Почему этот фасон появился именно в рамках флотской формы?

Если рассмотреть все нюансы глубже, некоторые вещи станут очевидными. Эти брюки появились в форме моряков многих стран мира совершенно не случайно.

История появления брюк клеш

Брюки клеш действительно происходят именно от флота, являются неотъемлемой частью морских традиций. Расширенные книзу штаны матросы носили еще во времена парусников. Согласно традициям и нормам, расширение вниз на брюках начиналось от бедра, а название такой одежды происходит от французского слова колокол – cloche. Несмотря на французское происхождение этого названия, официально такая одежда была введена сначала на флоте Америки, это произошло в 1810 годах. В России к такой форме перешли несколько позже, а брюки данного покроя именовались не только клешами, но и трубами. До этого моряки носили обычно широкие парусиновые или хлопковые штаны.

Практическая составляющая брюк клеш

Стопроцентно точной версии происхождения этих брюк нет, однако все исследователи склоняются к тому, что данная форма была выбрана не случайно, а из практических соображений. Это исключительно удобный покрой, который позволяет матросам с удобством, без лишних проблем выполнять свои ежедневные обязанности. Брюки обеспечивают подвижность, возможность заниматься физической работой, и при этом легко закатываются, если необходимо, к примеру, отдраить палубу, не замочив их. Штаны можно закатать, выходя на берег из не полностью причалившей шлюпки. Они исключительно удобны при необходимости подъема по мачте.


Работа моряка всегда связана с риском упасть в воду, оказаться в морской стихии. Одежда должна обеспечивать максимальные возможности для выживания в этом случае. Брюки клеш показывают себя с лучшей стороны и в этой ситуации. Если необходимо немедленно избавиться от одежды, чтобы не пойти ко дну, можно снять эти штаны прямо через ботинки. Старый тип застежки под названием лацбант, а также откидной клапан спереди обеспечивали освобождение от одежды даже в воде, снять эти штаны можно было за считанные секунды. Другие элементы одежды также были рассчитаны на это, морская куртка имеет широкий вырез, она легко снимается через голову, а ботинки имели обычно не шнуровку, а резиновые вставки (после изобретения процесса вулканизации каучука в 1839 году), что также упрощало освобождение от них.

Интересный факт: моряки гордились своей формой, причем не только ее практическими качествами, но и красотой. В брюки клеш при выходе на берег вшивались кусочки свинца по нижней части брючин – при этом штанины раздувало на ветру, они красиво колыхались. Впрочем, это было наказуемо, можно было получить выговор от начальства. Эти действия приравнивались к порче формы.

История клеш в российском флоте

Возвращение клеш на флот

Брюки клеш фигурировали во флотской форме не постоянно. В конце 19 века в российском флоте фигурировали уже прямые, не слишком широкие брюки из черного сукна, либо шерстяные. Ведь парусники постепенно уходили в небытие, специфика работы моряка стала другой, из-за этого стала меняться и форма. Однако вскоре широкие брюки снова вернулись – в 1909 году они становятся модными уже в гражданской среде. Вскоре они возвращаются на флот, но уже в офицерскую среду и в училища, становясь по большей части достоянием молодых людей. Обычный матрос не имел права их носить или перешивать стандартные прямые брюки формы. Но сразу после февральской революции ситуация вновь изменилась – каждый матрос считал своим долгом перешить брюки на клеш, либо приобрести таковые.

Это было противодействие старому строю, и как водится в таких случаях, энтузиазм иногда переходил все разумные рамки, брюки становились безмерно широкими. Брюки клеш с удвоенной активностью начали носить гражданские лица, матросы – анархисты же считали их обязательной частью формы.

Брюки клеш сегодня

В современном флоте РФ расклешенных брюк не носят, такого элемента в форме нет. Зато есть удобная и практичная форма со штанами стандартного покроя, средней ширины, которая оптимально подходит для текущих условий, в которых несут свою службу моряки.

Таким образом, брюки клеш появились во времена парусного судоходства. Этот покрой привлек своей практичностью, а также возможностью быстро снять в случае кораблекрушения, падения в воду. Брюки клеш красивы и удобны, однако сегодня они не используются как элемент флотской формы, появляясь время от времени только в рамках гражданской моды.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Брюки клеш в дополнение к тельняшке создают узнаваемый с первого взгляда образ моряка. Именно таким матроса представляют себе даже дети. Но почему мореходы носят именно такие брюки, а не, к примеру, зауженные? Откуда была взята такая форма, по какой причине ее ввели? Есть ли у таких брюк какие-либо практические особенности, актуальные именно для моряков, полезные для них на практике? Почему этот фасон появился именно в рамках флотской формы?

Если рассмотреть все нюансы глубже, некоторые вещи станут очевидными. Эти брюки появились в форме моряков многих стран мира совершенно не случайно.

История появления брюк клеш

Брюки клеш действительно происходят именно от флота, являются неотъемлемой частью морских традиций. Расширенные книзу штаны матросы носили еще во времена парусников. Согласно традициям и нормам, расширение вниз на брюках начиналось от бедра, а название такой одежды происходит от французского слова колокол – cloche. Несмотря на французское происхождение этого названия, официально такая одежда была введена сначала на флоте Америки, это произошло в 1810 годах. В России к такой форме перешли несколько позже, а брюки данного покроя именовались не только клешами, но и трубами. До этого моряки носили обычно широкие парусиновые или хлопковые штаны.

Практическая составляющая брюк клеш

Стопроцентно точной версии происхождения этих брюк нет, однако все исследователи склоняются к тому, что данная форма была выбрана не случайно, а из практических соображений. Это исключительно удобный покрой, который позволяет матросам с удобством, без лишних проблем выполнять свои ежедневные обязанности. Брюки обеспечивают подвижность, возможность заниматься физической работой, и при этом легко закатываются, если необходимо, к примеру, отдраить палубу, не замочив их. Штаны можно закатать, выходя на берег из не полностью причалившей шлюпки. Они исключительно удобны при необходимости подъема по мачте.


Работа моряка всегда связана с риском упасть в воду, оказаться в морской стихии. Одежда должна обеспечивать максимальные возможности для выживания в этом случае. Брюки клеш показывают себя с лучшей стороны и в этой ситуации. Если необходимо немедленно избавиться от одежды, чтобы не пойти ко дну, можно снять эти штаны прямо через ботинки. Старый тип застежки под названием лацбант, а также откидной клапан спереди обеспечивали освобождение от одежды даже в воде, снять эти штаны можно было за считанные секунды. Другие элементы одежды также были рассчитаны на это, морская куртка имеет широкий вырез, она легко снимается через голову, а ботинки имели обычно не шнуровку, а резиновые вставки (после изобретения процесса вулканизации каучука в 1839 году), что также упрощало освобождение от них.

Интересный факт: моряки гордились своей формой, причем не только ее практическими качествами, но и красотой. В брюки клеш при выходе на берег вшивались кусочки свинца по нижней части брючин – при этом штанины раздувало на ветру, они красиво колыхались. Впрочем, это было наказуемо, можно было получить выговор от начальства. Эти действия приравнивались к порче формы.

История клеш в российском флоте

Возвращение клеш на флот

Брюки клеш фигурировали во флотской форме не постоянно. В конце 19 века в российском флоте фигурировали уже прямые, не слишком широкие брюки из черного сукна, либо шерстяные. Ведь парусники постепенно уходили в небытие, специфика работы моряка стала другой, из-за этого стала меняться и форма. Однако вскоре широкие брюки снова вернулись – в 1909 году они становятся модными уже в гражданской среде. Вскоре они возвращаются на флот, но уже в офицерскую среду и в училища, становясь по большей части достоянием молодых людей. Обычный матрос не имел права их носить или перешивать стандартные прямые брюки формы. Но сразу после февральской революции ситуация вновь изменилась – каждый матрос считал своим долгом перешить брюки на клеш, либо приобрести таковые.

Это было противодействие старому строю, и как водится в таких случаях, энтузиазм иногда переходил все разумные рамки, брюки становились безмерно широкими. Брюки клеш с удвоенной активностью начали носить гражданские лица, матросы – анархисты же считали их обязательной частью формы.

Брюки клеш сегодня

В современном флоте РФ расклешенных брюк не носят, такого элемента в форме нет. Зато есть удобная и практичная форма со штанами стандартного покроя, средней ширины, которая оптимально подходит для текущих условий, в которых несут свою службу моряки.

Таким образом, брюки клеш появились во времена парусного судоходства. Этот покрой привлек своей практичностью, а также возможностью быстро снять в случае кораблекрушения, падения в воду. Брюки клеш красивы и удобны, однако сегодня они не используются как элемент флотской формы, появляясь время от времени только в рамках гражданской моды.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Поделиться: