Основные черты характера аси. Приемы создания образа Аси в одноименном произведении И.С.Тургенева

Внешний облик Аси открывается нам постепенно, по мере того, как господин Н. рассмотрел новую знакомку. Поначалу перед нами «девушка невысокого роста, в соломенной шляпе, закрывавшей всю верхнюю часть ее лица». Позднее, за ужином «Ася сняла шляпу; ее черные волосы, остриженные и причесанные как у мальчика, падали крупными завитками на шею и уши». Детали внешности как бы высвечиваются, повествователь обращает внимание на одну или другую. Но нигде они не сливаются в законченный портрет, как мы это видели у Натальи Ласунской, Кати или Анны Сергеевны.

Юная героиня не имеет еще сложившегося облика. На протяжении повести мы наблюдаем, как она примеряет на себя разные костюмы, а с ними разную манеру вести себя. На следующее утро после встречи мы встречаем Асю у развалин старинного замка. Вскарабкавшись на уступ стены, «Ася продолжала сидеть неподвижно, подобрав под себя ноги и закутав голову кисейным шарфом; стройный блик ее отчетливо и красиво рисовался на ясном небе…». В дальнейшем из ее рассказа мы поймем, что девушка воображала себя Лорелеей, героиней немецких преданий, сидящей на скале. Зато в тот же день она вышла к обеду «одетая в лучшее свое платье, тщательно причесанная <…> и в перчатках. За столом она держалась очень чинно, почти чопорно». Господин Н. догадался, что «ей явно хотелось разыграть <…> новую роль - роль приличной и благовоспитанной барышни». Толчком к изменению облика всякий раз оказывается желание понравиться новому знакомому. «Вечером я читал <…> «Германа и Доротею» (роман И.В. Гете, воспевающий идиллию мирной жизни в провинции - О.Т ), - вспоминает повествователь. - На следующий день я опять не узнал ее, пока не догадался, что ей вдруг пришло в голову: быть домовитой и степенной, как Доротея».

Но вся пленительность облика героини раскрывается, когда она оделась «простою девушкой». : «На ней было старенькое платьице, волосы она зачесала за уши и сидела, не шевелясь, у окна да шила в пяльцах, скромно, тихо <…>. Для довершения сходства она принялась напевать вполголоса «Матушку, голубушку».

По мере встреч с Асей рассказчик начинает догадываться, что вокруг него - чужая красота. В нем пробуждается внезапно чувство родины: «Мне захотелось дышать русским воздухом, ходить по русской земле…» «“Что я здесь делаю, зачем таскаюсь я в чужой стороне, между чужими?” - воскликнул я...» Рассказчик полагает, что «так взволновал запах степной травы». Он, и только он, «мгновенно напомнил мне родину и возбудил в душе страстную тоску по ней». Но этому одномоментному ощущению предшествовало многодневное пребывание у Гагиных…

Читайте также другие статьи по теме «Анализ повести И.С. Тургенева «Ася».

Ася – главная героиня одноименной повести И. С. Тургене­ва. Рассказчик, господин Н. Н., знакомится с ней, когда девуш­ке 17 лет.

Ася поражает противоречивостью своих поступков: у неё рез­ко меняется настроение, она смеется невпопад, грустит, как кажется, без повода. Такое впечатление, что она хочет привлечь к себе внимание.

Девушка вызывает у рассказчика смешанные чувства: “Она хочет удивить нас, к чему это? Что за детская выходка?”

Господин Н. Н. ощущает, что в поведении Аси много зага­дочного, девушка очень привлекает его, но и

настораживает непохожестью на других. “Что за хамелеон эта девушка!” – вос­клицает Н. Н.

Помогает понять характер девушки история, рассказанная Гагиным.

Из этой истории мы узнаем, что Ася - незаконная дочь дво­рянина и горничной. Мать воспитывала дочь очень строго, а после смерти матери отец взял девочку к себе. Это было на де­вятом году жизни Аси.

Жизнь Аси наложила отпечаток на её характер. “Она многое знала, что не должно бы знать в её годы”, – говорит Гагин. Еще рядом с Асей не было наставника, который помог бы ей понять себя. “Неправильно начатая жизнь слагалась неправильно…” - пишет

И. С. Тургенев. Что значит “неправильно начатая”? Зна­чит с нарушением общепринятых норм и правил. Представим себе, что творилось в душе девушки, желающей правды и ис­кренности! Тяжело было Асе и в пансионе, “она никак не хоте­ла подойти под общий уровень, упрямилась, глядела букой…”

И вновь рядом с ней не было человека, который научил бы её, как себя вести.

Вот с такой Асей и встретился господин Н. Н.

Глубоко раскрывается характер Аси в диалоге с Н. Н. в IX гла­ве. Становится понятной та сила, с которой девушка стремится к правде, жажда добра и деятельности добра.

Господин Н. Н. мог бы стать её добрым другом и наставни­ком, если бы не испугался полюбить её, её, отягощенную про­исхождением.

Но господин Н. Н. не способен на решительный поступок, он успокаивает себя, что это судьба, но мы понимаем, что это не судьба, а характер: сомневающийся, нерешительный.

Господин Н. Н. расстается с Асей, читатели тоже. Что будет с девушкой дальше, неизвестно. Однако социальные условия того времени не позволяли надеяться, что её судьба сложится счаст­ливо.

После прочтения повести остается острое чувство сожале­ния о том, что самые лучшие и чистые мечты не сбываются, чаще всего, по вине самих людей.

Глоссарий:

– характеристика аси

– характеристика аси из повести тургенева ася

– характеристика Аси из повести Тургенева

– описание аси

– описание аси в повести тургенева ася


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. В своём творчестве великий русский писатель, проявил себя как прекрасного художника и очень чуткого психолога, способного раскрывать и описывать очень яркие, жизненные и запоминающиеся образы...
  2. Образ “тургеневской девушки” в повести И. С. Тургенева “Ася” В своих произведениях И. С. Тургенев умел глубоко анализировать противоречия, свойственные его персонажам. В частности это...
  3. Проверка любовью Произведения русского классика Ивана Тургенева заставляют читателя задуматься о любви и ее закономерностях. В частности повесть “Ася” настолько глубоко проанализировала тему настоящей любви,...

Ася, или Анна (настоящее имя девушки, хотя Тургенев упорно её называет именно Ася), - героиня одноименной повести. Она предстает с первых страниц повести перед нами, как юная девушка, впервые познавшая чувство всепоглощающей любви. Этот путь от нескладного угловатого подростка к познавшей всю горечь разочарования женщине раскрывает перед нами писатель.

Характеристика героини

После опубликования повести исследователи творчества Тургенева предавались спорам о том: а существовали ли на самом деле девушки, описанные в его произведениях, или же все они - плод только лишь его воображения. Но даже если верно второе предположение, то созданный им на страницах произведения образ поражает своей глубиной и реализмом.

Читая главу за главой о том, как раскрывалась влюбленность Аси, ловишь себя на мысли, что именно так и происходит все в жизни, когда отсутствие жизненного опыта заставляет девушку наощупь находить тот самый образ, что покорит ее возлюбленного. То, что вначале Н.Н. принимал за взбалмашность, на деле оказалось попытками уловить отклик в душе его еще совсем девочкой.

Самыми верными характеристиками Аси можно считать честность и открытость, так несвойственные светскому обществу. Ее натура богато одарена от природы, но при этом не испорчена воспитанием, принятым тогда в обществе. Свободно разговаривая не только на русском, но и на немецком и французском языках она могла быть абсолютно естественной, а могла мгновенно преобразиться, изображая солдата или горничную. Простота, искренность, чистота чувств покоряют в ней Н.Н.

Встречу главных героев можно назвать абсолютно случайной, закономерной их взаимную симпатию, как людей, схожих по образу мыслей, воспитанию, происхождению. Но расставание поспешное, скомканное, оставившее в душе Н.Н. незаживающий след - скорее неожиданным, ведь кроме предрассудков иных причин для него нет. И все же именно они перевешивают в итоге и разводят героев по разным городам, а потом и странам.

Образ героини в произведении

Красота Аси привлекает не меньше, чем ее необычный, даже нестандартный характер. Стремление эпатировать часто берет верх над здравым смыслом. Еще час тому назад по-детски веселая и непосредственная она могла показать совсем взрослую серьезность и задумчивость. Девушке только 17, но она мучается мыслями о собственном будущем. Ей хочется подвигов, но действительность строго очерчивает рамки допустимого и дозволенного. Шалость - вот, что можно, когда душа требует вырваться из плена праздности.

Сложность характера Аси вполне объяснимая, если вспомнить о ее происхождении. С самых ранних лет ей приходится жить в разрывающем сознание противоречии - отец дворянин, мать служанка. Незаконнорожденная, но признанная и любимая дочь - вот кем она стала для отца. Для брата желанной и нежно любимой сестрой. А что же Н.Н.? Гагин убежден - будущего у них нет, так как не сможет его приятель переступить через предрассудки и жениться на девушке с такой историей. Встреча, специально подготовленная Асей, где она вручает себя любимому и шепчет: «Ваша», заканчивается так, как и предрекал брат.

Молодой человек испугался взбалмашности характера и неуправляемости девушки, но при этом не объяснился с ней напрямик, но предпочел обвинить Асю в том, что не стала она таиться от своего брата. И только обнаружив на следующий день исчезновение Гагина с сестрой смог он наконец осознать, что же в действительности влекло его день за днем искать встреч с ними.

Почему Ася практически сбегает? Ее честный и открытый характер не может смириться с расчетливостью и трусостью Н.Н. Смогла ли она забыть свою первую любовь? Автор полагает, что так в конце концов и произошло.

Перед Вами пример сочинения-рассуждения по теме “Образ Аси” для 8 класса. Надеюсь, этот пример будет Вам полезен при написании собственного сочинения.

Сочинение «ЭТО ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЕ, НО СТРАННОЕ СУЩЕСТВО»

(По повести И. С. Тургенева «Ася»)

Фабула повести сложилась у И. С. Тургенева, по словам самого автора, неожиданно и сразу. Под воздействием того «особенного настроения», которое рождается от общения с природой, от мысленного возвращения в свою молодость, в любовь, в прекрасные порывы юности. Тургенев в своем творчестве проповедовал «общечеловеческие добрые чувства», в основе которых лежит глубокая вера в торжество света, добра и нравственной красоты»,- читаем мы у М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Сам сюжет повести «Ася» очень поэтичен. Это рассказ о двух молодых людях, разных, но испытавших друг к другу одно, такое непохожее чувство. Это повесть о Ромео и Джульетте, счастью которых ничего, казалось бы, не мешало, но которые сами оттолкнули от себя это счастье, может быть, поторопив события, а может, наоборот, подчинив чувства трезвой мысли.

Особый колорит повести придает ее главная героиня - полузагадочное, необыкновенное существо, не похожее ни на кого и ни на что! На месте господина Н. мог оказаться любой, а вот Ася неповторима и неподражаема. Она кажется немного странной, но ее надо хорошенько узнать, чтобы о ней судить. Вся повесть - это рассказ о ней, глубокой, эмоциональной, «мятежной» натуре. Все события разворачиваются вокруг этого хрупкого и эксцентричного существа, поэтому повесть называется ее именем - «Ася».

Судьба распорядилась так, что Ася - незаконнорожденная дочь барина и горничной - после смерти своей матери была взята отцом в барский дом. Ася скоро поняла, что она главное лицо в этом доме, что отец ее любит и балует, но она также скоро поняла и свое ложное положение, самолюбие развилось в ней сильно. Она хотела заставить весь мир забыть свое происхождение, но сама его стыдилась. «Неправильно начатая жизнь слагалась неправильно, но сердце в ней не испортилось, ум уцелел»,- рассказывал о ней Гагин. В пансионе в Петербурге, где она обучалась четыре года, она проявляла характер независимый, упрямилась, «никак не хотела подойти под общий уровень». И вот, оказавшись за границей с братом, «она шалит и чудит по-прежнему».

Тургенев рисует Асю миловидной, хорошо сложенной, очень подвижной, похожей на мальчика, она ни минуты не могла усидеть на месте, «ее большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен», она с трудом входила в общение, ее поступки были странны и противоречивы, она казалась то натянуто веселой, то огорченной и смущенной, то самолюбивой, то милой и простой. Внутри ее все время шла какая-то работа, кипели противоречивые страсти. «Что за хамелеон эта девушка!» -думал о ней Н. «По природе стыдливая и робкая, она досадовала на свою застенчивость и с досады насильственно старалась быть развязной и смелой, что ей не всегда удавалось»,- вот как автор объясняет противоречивость ее характера.

Гагин хорошо знал и понимал свою сестру. Она казалась ему «сумасшедшею», но относился он к ней снисходительно, с пониманием. Он знал, что она горяча как порох, если она кого полюбит, то будет беда, ведь «у ней ни одного чувства не бывает вполовину», ей «нужен герой, необыкновенный человек», она глубоко чувствует, и эти чувства находят на нее так стремительно, как гроза, она правдива, искренна, чиста, «она хоть и притворяется, что ей все нипочем,- мнением каждого дорожит», она не может вынести того, что всякая другая легко бы перенесла, «у ней сердце очень доброе, но голова бедовая», «трудно с нею ладить». «Ах, что за душа у этой девочки… но она себя погубит, непременно»,- высказывает Гагин свое мнение об Асе.

Вот и Н., когда заглянул поглубже в Асину душу, понял, что Ася его привлекала «не одной только полудикой прелестью»,- ее душа ему нравилась! Но Ася, «с ее огненной головой, с ее прошлым, с ее воспитанием, это привлекательное, но странное существо», напугала Н. Он оказался не готов к тому чувству, которое зародилось между ними. Он не мог до конца понять Асин внутренний мир, не смог стать для нее опорой. Он отложил свое счастье «на завтра»!

Герой повести утешался мыслью, что, вероятно, не был бы счастлив с такой женой, как Ася. Она, конечно же, натура глубокая, романтичная. С такими людьми чрезвычайно интересно, но и неимоверно трудно. Надо самому быть человеком необыкновенным, внимательным, благородным, с глубоким внутренним миром, чтобы ее понять и принять. Словом, надо быть достойным ее, чтобы счастье было взаимным.

Знакомство с героиней. Предыстория Аси. Картина праздника дана не только потому, что «не всякий знает, что такое коммерш». Для характеристики юного героя важно подчеркнуть внутреннее родство с молодыми людьми другой страны, общую праздничную беззаботность. Зрелище чужого пира его «трогало и поджигало». В какой-то миг Н. испытывает желание присоединиться: «Уж не пойти ли мне к ним?» Символично, что в этот момент колебаний герой вдруг услышал русскую речь. Он предпочел познакомиться с русскими - молодым человеком и девушкой. Быстрота завязавшейся дружбы объясняется радостью встречи с соотечественниками. Она возросла от сознания взаимной симпатии. Юноша сразу ощутил, что имеет дело не с пресыщенными туристами, а подобными ему внимательными странствователями. То же, очевидно, почувствовали новые друзья, пригласив его отужинать в домик на холме.

Внутренний мир Аси раскрывается с первого же ужина в доме Гагиных. Как всем тургеневским девушкам, ей свойственно тонкое переживание прекрасного. Для житья она выбрала маленький, далеко расположенный, но поэтический домик, откуда «вид был точно чудесный»: «Приютившийся к берегу городок показывал все свои дома и улицы; широко разбегались холмы и поля <…>. Наверху чистота и глубина неба, сияющая прозрачность воздуха». Ася умеет видеть красоту там, где ее никто не замечает. Сколько раз господин Н. переправлялся туда и обратно! И сейчас «прыгнул в лодку и простился». Но Ася с берега крикнула, чтобы он не пропустил фантастической красоты картину ночного переезда: «Вы в лунный столб въехали, вы его разбили…» Впервые Н. «оглянулся» и замер: «лунный столб <…> тянулся золотым мостом через всю реку».

Созвучность природному миру соседствует в Асе с ее благожелательным любопытством к людям. В первый же вечер Н. столкнулся с проявлением ее чуткости. Пока он спускался, неторопливо беседуя с Гагиным, девушка стремительно «пробежала мимо», чтобы договориться с перевозчиком и нанять для нового знакомого лодку. Доброта и участие Аси очаровали старую чопорную немку, вдову бургомистра фрау Луизе.

Гагин, «владея порядочным состоянием», уехал с сестрою за границу, чтобы серьезно заняться живописью. В его одежде заметно стремление подражать бедным и независимым европейским художникам. Отправляясь рисовать, он «надел круглую шляпу a la Van Duck, блузу…». Любопытный психологический штрих: увлеченный художник пуще всего «просил <…> позаботиться о том, чтобы суп был не слишком жидок» к его возвращению. Избрав для картины «старый дуплистый дуб», Гагин и его новый друг «довольно умно и тонко рассуждали, о том, как именно должно работать, чего следует избегать<…> и какое собственно значение художника в наш век». Этим завершилось творческое утро: «Наболтавшись досыта и наполнившись чувством удовлетворения, словно мы что-то сделали, вернулись мы домой». После такого эпизода читателя не удивляет, что хотя «в его (Гагина ) этюдах было много жизни и правды, что свободное и широкое; но ни один из них не был окончен». Гагин сам в минуту просветления горько сетует на обломовскую «проклятую <…> распущенность». Он сознает, что настоящим художником сможет стать, «коли хватит терпенья». История художнических попыток Гагина и размышления о причинах их крушения близки злоключениям Райского в «Обрыве». «Без горького, постоянного труда не бывает художников… нет! трудиться ты не будешь, сжаться ты не сумеешь», - к такому убеждению пришел Н. в первый же день знакомства с Гагиным. Схожие мысли высказывал в гончаровском романе художник Кирилов.

Вместе с тем тургеневский герой искренне симпатизирует Гагину: «Чем больше я узнавал его, тем сильнее я к нему привязывался <…>. Не полюбить его не было возможности: сердце так и влеклось к нему». Гораздо более сложные чувства Н. испытывает по отношению к его сестре. Ася резко противопоставлена брату. Он был «мягким, полуизнеженным великорусским дворянином, а она не походила на барышню». Ключевыми в описании девушки становятся слова и движения, подчеркивающие ее необычность.

Наблюдательный Н. видит различие между Гагиным и Асей. После первых встреч приходит к выводу: «А все-таки она ему не сестра». Это подозрение укрепляется вследствие одного подслушанного разговора. Взволнованная Ася сквозь слезы уверяет Гагина в любви, точно боится, что он лишит ее своей привязанности: «Нет, я никого не хочу любить, кроме тебя, нет, нет…» Озадаченный, Н. вообразил себе Асю возлюбленной Гагина. Очевидно, что-то мешало их браку, и влюбленные скрылись из России, чтобы избежать сплетен. При этом «открытии» все существо героя как бы раздваивается. Отчасти господин Н. продолжает считать себя простым знакомым Гагина. В качестве такового он приходит в восторг от собственной житейской опытности и наблюдательности «Я улыбался, я потирал руки, удивлялся случаю, внезапно подтвердившему мои догадки (я ни на одно мгновение не усомнился в их справедливости)…» Другая же часть души страдает.

К счастью, заблуждение его продолжалось недолго. Искренний прямодушный Гагин предпочел поговорить напрямик и открыть семейную тайну. По возвращении Н., в городке, на глазах грустной мадонны, происходит печальный разговор о прошлом Аси. Беседа, из которой мы узнаем, сколь много трудностей ждет ее еще впереди. Ася оказывается дочерью барина и крестьянки. Частая в тогдашнем обществе ситуация. Тургенев обращался к ней в своем романе «Дворянское гнездо», главный герой которого, Федор Лаврецкий, был сыном барина Ивана Петровича и кроткой дворовой девушки Малаши. В последнем своем романе писатель вернется к этой теме, поведав, что главный герой с символической фамилией «Нежданов» был сыном вельможи и гувернантки («Новь»). С одной стороны, дети такой любви (а это, как правило, была настоящая драматическая страсть) неизбежно наследовали качества обоих родителей. В них сливались лучшие черты двух сословий, дворянского и крестьянского. С другой стороны, ханжеское общество отвергало этих детей, заставляя ощущать свое ложное положение.

Поделиться: