Пословицы о друзьях и о дружбе народов. Классный час "Дружба

Кажаева Надежда Анатольевна,

педагог дополнительного образования

МОБУДОД «ЦДТ «Радуга» город Бузулук


«Духовность, нравственность и межнациональный мир – основа жизни».

Ю.А.Берг, губернатор, председатель Правительства Оренбургской области

Где и когда бы мы с вами не находились, нас всегда окружают люди разных национальностей. Ведь не случайно Конституция нашей страны начинается со слов: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле…».

Исторически сложилось так, что Россия – родина разных народов, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии, отличающихся самобытностью культур и менталитетов. Могущество и сила Российского государства во многом обусловлены крепкой дружбой народов, населяющих ее. Мы никогда не забудем пример истинной дружбы и сплоченности, когда в годы Великой Отечественной войны весь многонациональный тогда советский народ встал на защиту своей Родины и отстоял ее свободу.

Те, кто родился еще в СССР, помнят главную идею государства о единении наций. Дети 60-80-х с удовольствием переодевались на утренниках в национальные костюмы других республик, пели песни других народов, учили стихи и танцевали их национальные танцы. Вряд ли современные дети и молодежь – новое поколение – знают, что это такое. Многие добрые инициативы советских времен, казалось бы, навсегда утрачены.

Но, как гласят законы истории, все начинания проходят свой виток, после своего апогея, утрачиваются, а потом вновь становятся актуальными.

Проблема толерантности и увеличения количества межнациональных конфликтов, снижение чувства патриотизма и активной гражданской позиции, широко обсуждается в современном мире и не случайно. Сейчас в нашей стране и за рубежом обострилась проблема жестокости и агрессии в межнациональных отношениях, которые носят разрушающий, деструктивный характер.

Россия – многонациональное государство, в котором проживают представители более ста шестидесяти народов, а на территории Оренбургского края в настоящее время живут и работают представители 126 национальностей: русские, татары, казахи, украинцы, башкиры, немцы, чуваши, мордва и это только многочисленные народы. И каждый из них по-своему самобытен и имеет богатые традиции. Но ведь это и интересно! Все мы разные, но все мы вместе, одна большая семья, которая старается жить в мире, дружбе и согласии. Как это точно подметил Ю. Энтин в стихотворении «Живи Оренбург», которое стало его официальным гимном:

«У нас особенные люди.

Они пример для многих стран.

Здесь воздают Христу и Будде,

Здесь дружат Тора и Коран…»

Целенаправленная работа по воспитанию толерантности у подрастающего поколения велась всегда. И наше время не является исключением. Понятия «патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл и огромное значение. Потому что уважение воспитанников к однокласснику другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем – вот одна их главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.

Умение жить в ладу с другими нациями и народами закладывается в детстве, особенно в начальном звене, так как фундамент гражданского поведения личности закладывается именно в этом возрасте.

В нашем Центре уже тринадцатый год действует городское объединение младших школьников «СМИД» (Страна мальчишек и девчонок), которое объединяет учащихся 1-4 классов из 12 общеобразовательных школ (Республик). Это более 3000 девчонок и мальчишек, представители самых разных национальностей. Сталкиваясь друг с другом каждый день, ребята просто должны, обязаны знать особенности культуры, быта, традиций своих одноклассников. Ведь цивилизованным в мире считают такого человека, который знает и уважает не только культуру своего народа, но и культуру других народов.

Именно этим мы и руководствовались, организуя такое мероприятие как городской фестиваль национальных культур «В дружбе народов – единство России!» . Кроме того наша игра-путешествие в этом году носит название, которое говорит само за себя, а именно: «Мы все разные – и в этом наша прелесть, мы все вместе – и в этом наша сила!».

Основная идея фестиваля – воспитание интернационализма, уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов, населяющих нашу малую Родину.

Приступая к разработке этого мероприятия, был определен ряд задач:

- ознакомление учащихся с понятиями «толерантность»;

- формирование позитивного отношения не только к своему народу, но и к другим народам;

- просветительская работа с младшими школьниками по изучению национальных традиций и культур разных народов;

- привлечение взрослых: вожатых, учителей начальных классов, родителей, а также различных организаций: городского краеведческого музея, городских библиотек, Центра детского творчества «Радуга» в качестве активных участников по формированию у детей основ национального самосознания и любви к своей малой Родине через взаимопонимание, уважение и дружбу между людьми разных национальностей.

М. Пришвин говорил: «Есть у каждого на Родине что-нибудь такое, о чем хочется
сказать вслух». Результат превзошел все ожидания. В программе фестиваля были представлены культуры 5-ти национальностей: русской, украинской, таджикской, узбекской, армянской, и одной этнической группы– оренбургских казаков.

Наш фестиваль начинался с представления русской культуры. Ее представляли несколько команд, но каждый передал в своих выступлениях свое видение культуры, самобытности и характера русского народа. Русский народ всегда отличался богатой культурой, множественными
обычаями и красочным фольклором. Национальная культура, как память выделяет русский народ из других, позволяет ощутить неподдельную связь между временами и поколениями, дает возможность получить жизненную опору и духовную поддержку. Пожалуй, ничто так ярко не характеризует народ, как те праздники, которые он любит и отмечает. В праздниках, как в зеркале отражается характер, культура и самобытность каждого народа.

Многочисленными были выступления, рассказывающие о традициях украинского народа. Украинцы сыграли исключительную роль в хозяйственном освоении богатейшего Оренбургского края. Они принесли с собой высокую культуру земледелия, а также стали развивать в оренбургских степях свиноводство, огородничество, бахчеводство и различные народные промыслы: гончарное, кузнечное им др. И отличались украинские поселения неповторимым обликом. Ребята для своего выступления даже выучили украинскую речь.


Одним из самых ярких выступлений было представление юных казаков. В.В.Путин так сказал о них: «Казачество, казаки – это отдельная «песня» у нас в стране. Это особые люди, у них свои вековые традиции, своя своеобразная культура, очень колоритные, очень интересные». Оригинально и самобытно были представлены таджикская, узбекская, армянская культуры, передавшие многообразие и колорит этих народов.

Выступления участников сопровождались мультимедийными презентациями о представляемой культуре, танцами, песнями, что вызвало большой интерес у всех присутствующих в зале. А какое количество национальных блюд было представлено!


Необыкновенная дружеская атмосфера, эмоциональный подъем, интересный познавательный материал, исследовательская работа детей, коллективные творческие дела показали значимость и актуальность нашего мероприятия, о чем свидетельствовали многочисленные положительные отзывы учащихся, руководителей, родителей и гостей фестиваля. Праздник удался!

Кроме этого в рамках фестиваля были организованы различные творческие конкурсы.

«…Я хочу, чтобы люди на нашей планете перестали напоминать недружных соседей, чтобы они уважали людей других национальностей, и чтобы дружба народов объединила наш общий дом, имя которому – планета Земля!». Такими строчками начиналось одно из творческих работ участницы городского конкурса «Материк Дружбы» . Ребята представляли работы в разных жанрах: легенды, сказки, стихотворения, сочинения, письмо, размышления. И все они рассказывали о дружбе детей и взрослых разных национальностей. Членов жюри и организаторов конкурса порадовало то, что, несмотря на свой юный возраст, ребята глубоко прониклись этой темой.

Человек изначально интересовался историей. И не важно, чья это история. История человека, государства, а может и всего мира. Ведь заглянуть в прошлое, поучиться опыту предков бывает необходимо. Можно почувствовать себя наследником великих нравов и обычаев.

А для этого, прежде всего, нужно сохранять свои традиции, помнить свои национальные черты, самобытность народа и его духовность. Именно через это мы учимся любить свою родину, свой родной город, все то, что оставили в дар наши предки.

А когда, как не в младшем школьном возрасте необходимо начинать эту работу, чтобы воспитать достойного гражданина своей страны. Смидовцы приняли участие в городском конкурсе творческих работ «Корнями дерево сильно» в номинациях: 1)«Национальные традиции в моей семье»; 2)«Жили-были наши предки» . Стали активными участниками конкурса плакатов «За мир, согласие и толерантность» и конкурса творческих работ «Птица дружбы» .



А подвести итог всему, что было сказано, мне бы хотелось притчей.

Встретились однажды белый человек и чернокожий. Белый сказал: «Как ты уродлив! Как будто весь вымазан сажей!». Черный презрительно сморщился и сказал: «А как ты уродлив белый! Как будто тебя всего обернули белой бумагой!». Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушав их, мудрец сказал белому: «Посмотри, как красив твой черный брат! Он черен как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют его глаза…». Затем мудрец обратился к чернокожему: «А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах гор, а волосы его цвета солнца…». Черный человек и белый устыдились своего спора и помирились. А мудрец думал о будущем. И представлялась ему такая картина… Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос: «Как хорошо, что все мы разные. А то жить было бы так скучно!».

У нас – общая история и общее будущее. Веками взаимопонимание и взаимопомощь людей разных культур были основой исторического развития нации. И мы с вами должны постоянно учиться принимать друг друга такими, какие мы есть – независимо от национальности, вероисповедания, убеждения и обычаев. Учиться уважать друг друга и беречь межнациональное согласие в нашей стране. И пусть мы говорим на разных языках, но все вместе образуем единый многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле.

Об авторе

Кириллу 8 лет, он ученик МБОУ «Гимназия №3» города Астрахань.

Веселый, жизнерадостный мальчик, очень любит читать, пробует сочинять сказки. Занимается прикладным творчеством, его работы занимают первые места на школьных и на городских выставках. Город, где живет Кирилл, многонационален. Люди разных национальностей мирно живут не только в одном городе, но и в одной семье. Семья Кирилла русско - татарская. В своей сказке Кирилл рассказывает, что людям нужно жить в мире и чтить традиции друг друга.

«Сказка о дружбе народов»

Жил-был на свете русский богатырь Никита. Жил весело, и было у него много друзей.

Полюбил он однажды царевну и захотел на ней жениться. А царевна ему сказала, что выйдет за него замуж, если достанет он ей обручальное кольцо - перстень самоцветный. Перстень тот хранится у Змея Горыныча в башне до самых облаков. Вокруг той башни огненная стена, вокруг той стены кипящая река.

Делать нечего, пошел Никита искать - добывать самоцветное колечко. Долго ли, коротко ли он искал, набрел, наконец-то на кипящую реку. А перебраться через неё не может. Вернулся грустный на отчизну.

Встретил по дороге его давний друг армянин Арам и спрашивает:

Хочу жениться на царевне, сказала она мне достать самоцветный перстень. Да как достать - через кипящую реку не перебраться. - отвечает ему Никита.

Не печалься, друг, - говорит ему Арам, - построю тебе я каменный мост через кипящую реку.

Сказано - сделано. Сказал Никита другу спасибо и пошел через мост колечко добывать. Перешел он реку и остановился - перед ним стена огненная. Ходил - ходил богатырь вокруг да около, так ни с чем домой вернулся.

Встретил по дороге друга своего закадычного - калмыка Басанга, тот его и спрашивает:

Что, друг Никита, невесел? Что буйную голову повесил?

Хочу жениться на царевне, сказала она мне достать самоцветный перстень. Да как достать - через огненную стену не перебраться - отвечает ему Никита.

Не печалься, друг, - говорит ему Басанг, - дам тебе коня, перенесет он тебя через огненную стену.

Сказано - сделано. Сказал Никита другу спасибо, сел на коня и поехал. Разбежался конь ретивый и перепрыгнул через огненную стену. Скачет дальше - видит башню до облаков, а под ней Змея Горыныча о трех головах. Да, голыми руками такого не одолеть. Пришлось снова воротиться в родную сторонку.

Встретил по дороге друга своего, казаха Тагира, тот его и спрашивает:

Что, друг Никита, не весел? Что буйную голову повесил?

Хочу жениться на царевне, сказала она мне достать самоцветный перстень. Да как достать - Змея Горыныча голыми руками не одолеть. - отвечает ему Никита.

Не печалься, друг, - говорит ему Тагир, - дам я тебе меч богатырский, вмиг им змея одолеешь.

Сказано - сделано. Сказал Никита другу спасибо, сел на коня, взял меч и поскакал Змею Горынычу головы рубить.

Одолел он Змея, а в башню - то попасть не может: нет в ней двери, только окошечко под самыми облаками. Снова богатырь домой вернулся.

Встретил по дороге друга своего старинного - татарина Рустама, тот его и спрашивает:

Что, друг Никита, невесел? Что буйную голову повесил?

Хочу жениться на царевне, сказала она мне достать самоцветный перстень. Да как достать - в башне оно, окошечко под самыми облаками.

Не печалься, друг, - говорит ему Рустам, - дам я тебе веревку сто верст длиной, да лук тугой, привяжи веревку к стреле да пусти её в небо. А как зацепится стрела за башню, влезешь по веревке в окошечко.

Сказано - сделано. Сказал Никита другу спасибо, сел на коня и поскакал к башне. Натянул тугой лук и пустил в небо стрелу, а как зацепилась она крепко за башню, залез по веревке в окошечко.

Очутился он в комнате, а в той комнате мешок золота и перстень самоцветный. Взял он и то, и другое.

Вернулся он на родину, женился на царевне, а золото раздал друзьям.

Дина Лукьянова
Долгосрочный творческий проект «Дружба народов мира»

Актуальность проекта:

Наше общество представляет собой большую коммунальную квартиру, в которой живут люди разной национальности, вероисповедания. Они живут рядом, плечом к плечу им нельзя ссориться, они должны жить в мире и согласии, быть терпимыми, уважать и сочувствовать всем, кто живет рядом, не зависимо от того, что эти люди говорят на другом языке, по-другому молятся, соблюдают иные традиции.

Учитывая то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, я разработала проект «Дружба народов мира», который направлен на формирование гуманных чувств и представлений о добре, чуткости, справедливости, отзывчивости; воспитание чувства гордости за людей, живущих в дружбе со всеми народами.

Цель проекта:

Воспитывать толерантность и дружеское отношение к разным народам мира.

Задачи:

1. Формировать знания об особенностях национального быта разных народов.

2. Развивать связную речь дошкольников, обогащать их словарный запас.

3. Развивать интерес к истории, традициям, жизни людей.

Участники проекта:

дети всех возрастных групп, родители, педагоги.

Сроки реализации проекта:

сентябрь 201_ г. – апрель 201_ г.

Предполагаемые результаты:

Дети получили качественные знания о культурах различных народов, познакомились с национальными особенностями.

У детей сформирован интерес к жизни и традициям народов разных стран.

Словарный запас детей обогащен новыми терминами, понятиями.

Дети уважительно относятся к другим народам.

Используемые в проекте виды детской деятельности:

Музыкально-художественная

Игровая

Продуктивная

Познавательно-исследовательская

Чтение художественной литературы.

Работа по реализации проекта ведется по блокам:

1 блок «Методический»:

Сбор информации по теме.

Определение основных направлений работы.

Подготовить материально-техническую базу и создание мотивационных, организационных, нормативно-правовых, программно-методических, информационных условий для ознакомления дошкольников с национальностями людей, проживающих на территории нашего края.

2 блок «Содержательный»:

Изучение устного творчества различных народов:

Загадки.

Рассказы, сказки.

Пословицы и поговорки.

Знакомство со словами «Здравствуйте», «Спасибо», «Пожалуйста» и т. д. на различных языках.

Музыкальное творчество:

Прослушивание песен и произведений разных народов.

Презентация «Танцы, пляски, хороводы разных народов».

Национальная кухня:

Презентация «Блюда разных национальностей».

Презентация «Знакомство с национальными овощами и фруктами».

Приготовление с родителями национальных блюд.

3 блок «Досуговый»:

Просмотры мультфильмов разных стран

Знакомство с народными национальными подвижными играми.

4 блок «Аналитический»:

Систематизирование методического материала

Сопоставление промежуточных результатов с задачами проекта

5 блок «Отчетный»:

Фестиваль «Все мы разные, но все мы вместе»

Этапы реализации проекта:

I. Подготовительный:

Изучение теоретических вопросов проблемы. Анализ методической литературы по теме.

Сбор информации (фото, исторический материал) о национальностях.

Создание «банка» на электронных носителях о костюмах, флагах, песнях, произведений искусства, быта, танцах, блюдах и т. д. разных национальностей.

Изготовление практического материала (детали костюмов, рисование флагов, животных разных стран).

Разработка сценариев бесед и фестиваля.

Разработка конспектов НОД по интернациональному воспитанию, создание информационных условий для реализации проекта (консультации для родителей и педагогов).

Определение участников фестиваля.

II. Основной:

Систематизация методического материала.

Проведение бесед с педагогами по интернациональному воспитанию дошкольников.

Беседы с детьми о толерантности. Дать понятие о том, что толерантность – это уважение, принятие и понимание многообразия мира. Формировать умение терпимо относится к другим народам.

Игровые образовательные мероприятия во всех возрастных группах по темам: «Хоровод дружбы», «Поезд», «Шарик в ладони», «Тук-тук, кто там?», «Скажи соседу комплимент», «Продолжи пословицу».

Изобразительная деятельность. Раскрашивание по образцу «Национальные костюмы», аппликация «Хоровод дружбы».

Игровая деятельность. Дидактическая игра «Часть – целое» (по народным костюмам, дидактическая игра «Собери мир» (книга - пазл, дидактическая игра «Государственные символы России», Дидактическая игра «Путешествие по миру». Вызвать у детей интерес путешествовать по карте, закреплять знания детей о народах, живущих на нашей планете, подвижные игры разных народов.

Познавательная деятельность. Чтение сказок разных народов, чтение стихотворений В. Степанова «Российская семья», О. Александровой «Лучшее богатство», С. Маршака «Всемирный хоровод», Я. Акима «Есть одна планета – сад».

Знакомство детей с государственной символикой и народной культурой (демонстрация презентаций):

«Солнечная Армения»

«Моя Родина – Россия»

«Восток – дело тонкое. Турция»

«Загадочная Япония»

«Наша подруга Белоруссия»

Создание мини-альбомов о странах, быте, блюдах, костюмах, растительном мире, животном мире, значимых архитектурных сооружений и мн. др.

III. Заключительный:

Организация фестиваля совместно с родителями и общественностью.

Описание проекта

Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни. На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстает перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем мир родного детского сада, далее – мир родного края и, наконец, мир отчизны – России.

При современном уровне миграции народов дошкольные учреждения посещают дети разных народностей, с разными культурными традициями, разным уровнем знания русского языка. Система дошкольного образования только на уровне частных детских садов может создавать для детей группы, объединяющие малышей по национальному признаку. В государственных учреждениях все дети распределяются по группам с учетом возраста.

Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у детей примерно с 4 лет, когда они узнают о многонациональном населении нашей планеты. У старших дошкольников, воспитывающихся в многонациональном коллективе, преобладает положительное отношение к представителям разных народов, что чаще всего проявляется в интересе к их жизни, культуре, желании дружить, делиться с ними игрушками, даже выучить язык, на котором они говорят. Вместе с тем бывают прямые или косвенные проявления иного отношения: насмешки или, наоборот, испуг.

Основной путь воспитания у детей культуры межнационального общения – это приобщение к национальной культуре через познание народной мудрости, национальных традиций и обычаев, произведений талантливых национальных писателей и поэтов, композиторов, художников, мастеров народного промысла. В социальном окружении важно дать детям правильные ориентиры: о человеке судят не по его национальности, а по тому, каков он, по его делам и поступкам.

Важным моментом толерантного воспитания является формирование у детей эмоционально-положительного отношения к национальному многообразию населения нашей страны, многообразию человеческих языков: «как хорошо, что нас много и мы все разные».

Эффективность толерантного воспитания зависит от комплексного использования различных методов и средств.

СЦЕНАРИЙ ФЕСТИВАЛЯ

«Все мы разные, но все мы вместе»

На столах гостей лежат готовые мини-альбомы.

Двое детей заходят с планшетом в зал.

1: «Ой, а что это здесь происходит?»

2: «К нам в детский сад пришли гости, а мы и не знали!»

1: «Здравствуйте, дорогие гости! (ждут ответа) Мы рады вас видеть в нашем детском саду!»

2: «А давай порадуем гостей, есть для этого немало фантастических идей»

1: «Ну не томи, рассказывай»

2: «Я нашел в интернете удивительную, просто сказочную историю:

Пишут здесь, что в старину был на свете необычный цветок Дружбы, а злой волшебник … его сорвал и лепестки по свету разбросал. Попали лепестки эти в разные страны. Он хотел, чтобы люди перестали дружить и понимать друг друга

1: «Никак нельзя этого допустить! Лепестки нужно найти и собрать цветок!»

2: «Вот бы найти лепестки, чтобы все народы на Земле дружили между собой!»

1: Смотри-ка, о том, где находятся лепестки, знает только одна мудрая змея.

2: «Отправляемся в Японию»

Музыка народная, выходит девочка (слайд- с голосом о костюме, девочка несет блюдо (голос о блюде на том же слайде, девочка идет на танец + мальчики и мини-танец, после которого девочка отдает лепесток ребятам-искателям.

1: «Мы нашли первый лепесток!»

2: «Как это здорово!»

«Второй лепесток находится в Турции…»

1: «Отправляемся в Турцию»

2: «Вот и второй лепесток!»

1: «В каких красивых странах мы побывали. Интересно, куда еще мы попадем»

Ставят цветок в сердцевину, гаснет свет, выползает Змея, голос:

«Третий лепесток находится в Белоруссии…»

2: «Отправляемся в Белоруссию»

Музыка народная, выходит девочка (слайд- с голосом о костюме, девочка несет блюдо (голос о блюде на том же слайде, девочка идет на танец + мальчик и мини-танец, после которого девочка отдает лепесток ребятам-искателям.

1: «Мы нашли третий лепесток!»

2: «Замечательно! Здесь места осталось для двух лепестков. Интересно, где они»

Ставят цветок в сердцевину, гаснет свет, выползает Змея, голос:

«Следующий лепесток находится в Армении…»

1: «Отправляемся в Армению»

Музыка народная, выходит девочка (слайд- с голосом о костюме, девочка несет блюдо (голос о блюде на том же слайде, девочка идет на танец, после которого отдает лепесток ребятам-искателям.

2: «Мы нашли четвертый лепесток!»

1: «Куда же мы отправимся за последним лепестком»

Ставят цветок в сердцевину, гаснет свет, выползает Змея, голос:

«Последний лепесток находится в вашей стране, в России…»

2: «Итак, Россия!»

Музыка народная, выходят 6 ребят (слайд- с голосом о костюме,? несет блюдо (голос о блюде на том же слайде, танец, после которого ___отдает лепесток ребятам-искателям. Уходят.

1: Цветок собран, дружба восстановлена!

2: Спасибо тебе, Змея, что помогла нам! (змея «уползает»)

1: Самое время спеть песню!

ПЕСНЯ: «Рыбки в воде»

Выходит Муз. рук-ль:

Японию представляли- Ксения Ширяева, Евгений Рогов, Денис Горохов.

Гостья из Турции- Лера Войтова.

Белоруссия- Ангелина Тананаева, Никита Крючков.

Армения- Манушак Балян

Россия- Екатерина Милованова, Дмитрий Олейников_, Ника Кондратова_, Кирилл Жолобов_, Вика Сербина_, Никита_Савелов.

Мудрая Змея: Дарья Кошелева

Помогали восстанавливать дружбу- Оксана Цеброва и Егор Горовой.

Библиографический список:

1. Беляева Л. И. Формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни у детей дошкольного возраста. – М: Просвещение, 1977.

2. Богомолова М. И. Интернациональное воспитание дошкольников. – М. : Педагогика, 1974.

3. Богомолова М. И. Роль общения в интернациональном воспитании дошкольников//Дошкольное воспитание. 1984, № 5, с. 8-10.

4. Богомолова М. И. Праздник как средство интернационального

воспитания дошкольников//Дошкольное воспитание. 1980, № 1, с. 8-12.

5. Богомолова М. И. Интернациональное воспитание дошкольников в

игре//Вопросы преподавания курса дошкольной педагогики в

педагогическом вузе. 1974, № 1, с. 141-157.

6. Каллагова Ф. Патриотическое и интернациональное воспитание детей. –

7. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры/Под ред Л. В.

Руссковой. – М., 1986.

8. Орлова А. Детям о разных народах. – М., 1967.

9. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников. //Дшкольное

воспитание. – М., 2003, № 11. – с. 51-54.

10. Сухомлинский В. А. Как воспитывать настоящего человека. – Киев,

11. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1974.

К сожалению, нет ни одной фотографии, есть только видео, которое долго грузить(

Описание материала:


Цель:

Задачи:

Оформление:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий урока дружбы «Национальность без границ»

Описание материала:
Международный день, посвященный пониманию и терпению – толерантности, ежегодно отмечается 16 ноября. Этот день провозглашен в «Декларации прав терпимости» ЮНЕСКО, в 1995 году.
Под толерантностью понимается «Уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности». Декларация провозглашает «признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, социальному положению, языку, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность».
В условиях роста населения во всем мире увеличивается миграция (перемещение). Поэтому необходимо больше знать друг о друге, выявлять лучшее в традициях и обычаях друг друга. Нужно уважать друг друга, видеть в каждом личность, самостоятельно определяющую свою самобытность, культурную принадлежность. Необходимо четко осознавать, что мы можем ценить свои особенности, принимая особенности других.
Цель:
Формирование чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам.
Задачи:
Формировать у детей интерес и уважение к людям разных стран мира и национальностей, к их культуре и деятельности;
Формировать желание дружить друг с другом, помогать, творить добро по отношению к ближним.
Оформление:
Эмблема «Толерантности» - земной шар, вокруг которого разноцветные ладошки, изображение детей разных народов, воздушные шары, слайды.


Ведущий: «На нашей планете Земля - огромное количество стран. Каждая страна особенная и жители тоже особенные. Мы разные, совсем не похожие друг на друга. У нас разный цвет кожи, мы говорим на разных языках, у нас разные обычаи и традиции. Но все мы едины в одном – мы люди.

Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.

Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.

Нужно с добром к людям в дом приходить,

Дружбу, любовь в своем сердце хранить!

- Ребята, а в какой стране живем мы?»
Ведущий: Правильно. Мы с вами живём в России, а точнее в Астраханской области. Наша область многонациональна, в ней живут представители разных национальностей и народностей. Каждый народ имеет свои традиции и обычаи, свой язык, свою историю, песни, танцы, свою литературу. . Каждый культурный человек должен знать, уважать язык, обычаи, литературу своих соседей. Сегодня мы познакомимся поближе с обычаями и обрядами национальных культур тех народов, которые проживают в нашей области, в нашем селе.
1 блок.

(Звучит русская народная музыка, в зал входит представительница России – «Матушка Русь» в русском народном костюме, выносит каравай, кланяется гостям).

Матушка – Русь: Мы всегда гостей встречаем,
Круглым, пышным караваем,
Он на блюдце расписном
С белоснежным рушником.
Русский народ славится своим гостеприимством. Есть такая замечательная традиция встречать дорогих гостей хлебом, да солью. Эту замечательную традицию передала мне моя бабушка, а теперь я передаю её вам.
Ведущий: Ребята, а какие традиции и праздники вы знаете? И как отмечают эти праздники.
Дети: Масленица, Пасха, Осенины, Рождество, Святки, Яблочный спас. Все люди веселятся, угощают всех гостей приходящих в дом, играют, проводят конкурсы, водят хороводы.
Ведущий: Правильно! А ещё поют песни.

ПЕСНЯ «Рассеяла Маланья бобы».

Матушка – Русь: но не только хороводами и караваем славится Россия, но и веселыми танцами. И один из таких танцев мы сейчас с вами увидим.

ТАНЕЦ «ПОДРУЖКИ»

Ведущий: Спасибо тебе, Матушка Русь, за гостеприимность твою, песни и танцы, но нам пора прощаться.
Звучит музыка. Матушка Русь уходит.
Ведущий: Где листвы зеленой облака
Заслонили неба синеву,
Встретил солнце я у родника,
И сказал я обратясь к нему:
Все народы видишь ты с высот,
Все долины, шапки гор во мгле,
Где ж первейший на Земле народ?
Лучшее где место на Земле?
Улыбнулось солнце:

Верно. Я вижу все с небесной высоты
Все равны народы.

А земля та прекраснее, где родился.

В нашем регионе живут не только русские, но и казахи, татары, узбеки, украинцы, молдаване, корейцы, киргизы, армяне, азербайджанцы, калмыки и много других национальностей.. Давайте теперь познакомимся с ними.

2 блок.

(Звучит азербайджанская народная музыка, в зал входит представительница Азербайджана, одетая в народный костюм, здоровается с детьми на родном языке и переводит свои слова)

Ведущий: Ребята, знакомьтесь! Это Жаля. Она представительница Азербайджана. Азербайджан - это государство Закавказья, которое располагается на берегу Каспийского моря. Почти половину территории этого государства занимают горы и плодородные долины. Горы покрыты тенистыми лесами, там много красивых горных озер. (Рассказ сопровождается соответствующими слайдами). И сейчас Жаля прочитает нам стих о своей Родине, на своём родном языке.

Стих «Азербайджан»

Ведущий: Во всем мире известно как в Азербайджане умеют принимать гостей. У этого народа также есть свои традиции: сватовство, сбор урожая, рождение детей и праздники. И не один праздник не обходится без национального кушанья. А самое любимое угощенье – это пахлава. (Или фрукты)

Жаля выносит блюдо с угощением и ставит на стол и уходит.

Ведущий: Спасибо . А к нам уже спешат следующие гости, встречаем их.

3 блок

Звучит украинская музыка.

Выходят дети в украинских национальных костюмах.

Показывают обряд «Троицкие огни».

После обряда исполняется украинская народная песня.

Ведущий : Ребята, а вы знаете какие с амые распространенные украинские блюда? (борщ, вареники, вариантов приготовления которых бесчисленные множество). Для вареников в качестве начинки идут овощи (картошка, капуста и т.д.), ягоды (вишня), мясо, творог. И всё это обильно сдабривается сметаной. Мы просим отведать вас наши вареники.

Ведущий: Спасибо за увлекательный рассказ, замечательное угощение и песни, но нам пора двигаться дальше.

4 блок

(Звучит узбекская народная музыка, в зал входит представительница Узбекистана, одетая в народный костюм)
Ведущий: А теперь ребята познакомьтесь с Юлдуз. Она приехала к нам из Узбекистана. В Узбекистане очень жарко, дождей почти не бывает, в некоторых местах солнце так сильно греет, что превращает часть земли в пустыню. Там обитают верблюды, черепахи, ящерицы. В такую жару там очень любят пить зеленый чай. Но там, где идут дожди, очень много арбузов, дынь, и еще выращивается хлопок, ткань из которой шьются наши вещи. Юлдуз нам сейчас прочитает стих на узбекском языке.

Стих о маме.

Юлдузхон пришла к нам не с пустыми руками, она принесла свое угощение – халву. (угощает гостей, прощается и уходит)
5 блок Звучит лирическая татарская музыка.

Ведущий: Одним из самых многочисленных народов Астраханской области являются татары. Традиционно праздничная культура татар включала в себя как религиозные (Курбан-байрам, Ураза-байрам, Рамазан), так и светские праздники, отмечаемые в определённое время года.

Особо почитаемыми считались мусульманские праздники. Самым значительным из них является Курбан-байрам, это праздник жертвоприношения в память о готовности пророка Ибрагима принести в жертву Аллаху своего сына. За несколько недель до праздника начинают откармливать жертвенное животное, считается обязательным приготовить еду из мяса.

Ураза-байрам отмечается по завершению тридцатидневного поста в месяц рамазан. С утра, отведав сладостей, мусульмане отправляются в мечеть, а вечером устраивается праздничное семейное застолье.

Календарный цикл национальных праздников и обрядов татарского народа начинается с Науруза, который праздновали в день весеннего равноденствия (21 марта) по солнечному календарю.

Шакирды (ученики медресе) обходили дома с песнями- пожеланиями благополучия и здоровья и в ответ получали угощение от хозяев.

Вскоре после Науруза наступала пора весеннего сева - самое красивое время года,- устраивали праздник Сабантуй. История Сабантуя такая же древняя, как и сам наш народ. Уже за две недели до праздника начинался сбор подарков для победителей, подготовка к празднику. Кульминацией праздника были конные скачки, вызывающие восхищение и восторг. Не один праздник конечно же, не обходится без весёлого танца. И сейчас вы увидите татарский танец.

Исполняется татарский танец.

Девочка: Примите от нас наше угощение «Чак-чак»

6 блок.

ЗВУЧИТ КАЗАХСКАЯ МУЗЫКА. В ЗАЛ ВХОДИТ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНИЦА КАЗАХСТАНА.

Ведущий: Земля родная, Казахстан!
Тебя повсюду воспеваю я.
С рождения мне близки твои обычаи
И степь привольная твоя.
Мне словно символ твоего величия,
Какой запас любви и ласки,
Стихов и песен здесь мне дан!
Какой мозаикой и сказкой
во мне живешь ты, Казахстан!

Казахская песня «Арманым»
Ведущий: Каждое поколение должно знать о жизни отцов, помнить и сохранять традиции и обычаи предков, которые складывались веками и передавались из поколения в поколение. В жизни каждого народа существуют свои национальные обычаи.
"Бесик" (колыбель) - священное в представлении казахского народа и очень удобное для ребенка гнездышко. По обычаю в колыбель впервые укладывает малыша всеми почитаемая бабушка, обычно родоначальница семьи. Обряд сопровождается традиционной песней "Бесик жыры". Когда ребенок будет уложен в постельку, бабушке полагается "бесик салар"- подарок.
Тилашар
Каждая семья по достижении ребенком 7-ми лет отдавала его в медресе, в школу для получения образования. В жизни ребенка этот день знаменательный, запоминающийся. В такой день ребенка одевают особенно нарядно, вооружают школьными принадлежностями и устраивают небольшой той. Этот той называется - "тилашар". Старшие благословляют своих детей, напутствуют - "Будь ученым", "Будь акыном" и так далее. За обновку преподносят "байгазы". Такой метод воспитания дает ребенку возможность знать, почувствовать, что на него возлагают какие-то надежды, что он уже взрослый и для него открывается новый мир.

Каждый из нас в своей жизни что- то делал впервые: в первый раз сказал слово мама, взял первую игрушку, сделал первый шаг. У казахского народа есть прекрасный обычай «Тусаукесер».
«Тусаукесер». (Разрезание пут) . Эта церемония проводится, когда малыш делает первые шаги. Его ножки обвязывают тонким пестрым шнурком, разрезать который доверяют уважаемому, многодетному человеку. Обряд сопровождается песнями и пожеланиями, чтобы ребенок твердо стоял на ногах, уверенно шел по жизни. Церемония продолжается пиром. В старину после "тусаукесер" ребенку дарили коня и седло. Пестрый шнурок обозначает, что в жизни бывают не только белые, но и черные полосы - будущий джигит должен уметь преодолевать трудности.

А сейчас посмотрите казахскую народную сказку «Алдар косе»

Ведущий: А знаете ли вы как называется казахский национальный обряд, когда женщины во время торжественных событий и праздничных встреч разбрасывают курт, конфеты, монеты и сладости?
Дети: шашу.
Ведущий: У казахского народа шашу обозначает радость, достаток, счастье и сейчас мы совершим этот добрый национальный обряд.
Звучит национальная музыка, совершается обряд. Ведущая забрасывает гостей конфетами.
Ведущий: Пусть каждый из вас возьмет частицу и счастье, пусть вам всегда сопутствует успех в делах.
Помните и соблюдайте традиции отцов. Ведь жизнь деда, пример отца- это наука сыну. А нашей гостье скажем все: «До свидания, до новых встреч!»
(Дети выносят угощение. Представительница Казахстана уходит).

Ведущий: Друг мой незнакомый, помни об одном:

Нет другого дома, шар земной – наш дом!

Дом, где есть соседи, недруг или друг,

Дом крыльцом на север, окнами на юг…

На одной планете мы с тобой живём.

Мы – планеты дети,

Шар земной – наш дом!

На сцену выходят представители все национальностей, представленные на празднике.
Ведущий: Важно не только жить в мире и согласии с народами разных стран, но необходимо уметь дружить и со своими сверстниками, в независимости от их национальности, обычаев и традиций. Нельзя быть равнодушными к чужому горю, нужно всегда помнить, что каждый из нас может попасть в беду и мы не можем угадать где и когда. Мы живем один раз на Земле, поэтому давайте творить добро каждый день.

А сейчас слово предоставляется служителю церкви Покрова Божьей матери отцу Василию и представителю мусульманского общества Сагидулле - хаджи.

Выступление гостей.

Ведущий: Есть белые дети,
Есть черные дети,
Есть желтые дети
На нашей планете.
Но дело не в цвете,
А в том, что на свете
Друг другу всегда
Улыбаются дети!
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Хочу я чтоб общими были на веке –
И небо, и море, и горы, и реки,
И снег, и тюльпаны, и солнце над нами.
(Все вместе) Пусть будут все дети на веки друзьями!
(Все поднимают руки в верх и хлопают. Хоровод дружбы «От улыбки станет всем светлей»)


Светлана Юрчук
Сценарий праздничного мероприятия «Дружат дети всей Земли»

Сценарий праздника

«Дружат дети всей Земли »

Составитель :

Юрчук Светлана Владимировна

музыкальный руководитель ГБУ СО Новоузенского центра социальной помощи семье и детям «Семья»

Цель праздника :

Формирование у детей чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам. Воспитание чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей, живущих в России.

Образовательная задача :

Обобщение и расширение знаний детей о красоте и разнообразии музыки и игр различных народов.

Воспитательная задача :

Воспитывать уважение и терпимость к людям независимо от расовой и национальной принадлежности.

Развивающая задача :

Развивать музыкально – творческие способности воспитанников посредством приобщения к различным видам музыкальной деятельности на празднике .

Действующие лица :

Ведущая, Матушка Русь – педагоги;

Дети – представители разных народов.

Оформление :

На центральной стене : логотип названия праздника , гирлянда из разноцветных мячей, панно с изображением земного шара и детских лиц разных национальностей.

Ход праздника:

1 Вед. Здравствуйте друзья!

Мы будем называть вас всех друзьями!

Нам предстоит серьезный разговор,

Мы собрались сегодня не случайно :

Многокультурный город наш

И центр наш многонациональный.

2 Вед. Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых. Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Каждый человек неповторимый. Он - индивидуальность, личность, обладающая своими особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто неинтересно.

1 Вед. Да, наверное, мы разные! Но все мы при этом равные! Мы все имеем равные права, смеяться и грустить

Мы все для счастья рождены, и так тому и быть!

Ведь каждый из нас индивидуальность

И в этом конечно и есть уникальность!

2 Вед. Различиями нашими мы будем восхищаться!

Друг другу доброту дарить и просто улыбаться!

Мы разные? Мы равные! И нет преград для дружбы

Мы дети все , мы просто дети , нам ссориться не нужно!

Дети читают стихи .

1. Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву,

Другим – степной простор.

2. У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

3. Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один – кумыс готовит,

Другой готовит мед.

4. Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна.

1Вед. Все живущие в России именуются соотечественниками, россиянами.. Независимо от того, к какому народу принадлежит житель Российской Федерации, он является ее полноправным гражданином. У всех нас одна Родина, одно Отечество.

Звучит русская народная музыка в зал входит Матушка Русь в русском народном костюме.

Матушка Русь : Здравствуйте, мои друзья! Очень рада встрече я!

(Кланяется на три стороны) .

Ведущая : Здравствуй Матушка Русь!

Матушка Русь : Встретиться я с вами рада.

Сколько здесь моих друзей - всех национальностей!

Внешне хоть и не похожи, для меня, вас нет дороже,

Все красивы и умны, все талантливы, скромны,

Песни звонкие поют, ну а дружно ли живут ?

Дети : Дружно !

Ребенок : Очень дружно мы живем , вместе пляшем и поем,

Помогаем мы друг другу, и не станем ссориться,

За друзей стоим горой, вместе дело спорится!

Матушка Русь : Как я рада, что ребята все дружны ,

Ведь когда народы дружат , это счастье для страны,

Так давайте веселиться, песни петь и танцевать,

А еще друзей хороших будем в гости зазывать!

Дети исполняют танцевальную композицию «Друзья»

(Из репертуара группы «Барбарики» )

В центр зала выходит девочка Настенька в русском костюме.

Настя : Здравствуйте, ребята!

Видеть вас я очень рада!

Да на русской, на земле

В мире, счастье и добре!

Матушка Русь : Здравствуй, русская красавица!

Настя : Россия – это огромное государство с богатой и интересной историей. (Читает стихотворение) .

Богатство России

Красотой ты славилась веками,

Глубиною голубых морей.

И своими добрыми руками

Вырастила рать богатырей.

Кто искал и счастья, и свободы,

Собирался под твоё крыло.

Племена и малые народы

Получали ласку и тепло.

Жить в союзе равенства и братства,

Ничего нет лучше и святей.

Всё твоё несметное богатство -

Миллионы любящих детей.

Много разных войн и потрясений

Довелось России пережить.

Подвигами бывших поколений

Всем живущим надо дорожить.

Стань ещё надёжнее и краше,

Под высоким небом расцветай.

Сказка недосказанная наша

И любимый необъятный край.

Я с радушьем вас встречаю,

Поиграть всех приглашаю!

1Ведущая : Поиграть с тобой мы рады,

И скорей хотим узнать,

Как же русские ребята

Играют, чтобы не скучать!

Настя : Знаю много игр веселых,

Многие старинные,

Наши бабушки играли

В игры эти дивные.

Я предлагаю вам поиграть в игру «Гори, ясно!»

В центр зала выходит девочка Оксана в украинском костюме.

Оксана : Добрый дэнь, мои друзи!

Добрый день мои друзья!

Очень рада встрече я!

Матушка Русь : Здравствуй, украинская красавица Оксана!

Оксана : (Читает стихотворение)

О, как прекрасна УКРАИНА!

Ее таврийские поля,

Ее луга, леса, пригорки

И благодатная земля .

Нет неба чище в белом свете

И в родниках воды вкусней,

Я неземной поклон отвешу,

Любимой Родине своей.

Я босиком пройдусь по полю,

И полной грудью там вдохну!

Горжусь я тем, что украинка,

Счастлива тем, что здесь живу.

Здесь цвет акации закружит,

Пьянит здесь песня соловья,

И хлебом пахнет в каждом доме,

Родилась здесь и выросла я.

Я ни за что не променяю,

Ее вовек мне не предать.

Святому слову УКРАИНА,

Созвучно только слово МАТЬ.

С радушьем украинским вас встречаю,

Повеселиться вместе приглашаю!

Ведущая : Поиграть с тобой мы рады,

И скорей хотим узнать,

Как украинские ребята

Играют, чтобы не скучать!

Оксана : Знаю много игр веселых,

Многие старинные,

Наши бабушки играли

В игры эти дивные.

Я предлагаю мальчикам поиграть в игру «Бук тянуть»

Ведущая : А что это такое «Бук тянуть» , Оксана?

Оксана : Это такая палка, которую мальчики должны тянуть на себя

и перетянуть соперника.

В центр зала выходит девочка Алия в казахском костюме.

Алия : Казахстан – это государство, в котором прекрасно сочетаются зелёные луга и знойные пустыни, заснеженные горные вершины и непроходимые леса.

Казахстан

Посмотри, мой джолдас, посмотри,

Перед хозяевами сполна.

В чистом пламени ясной зари,

Все богатства раскрыла она!

Белый хлопок дарит Шымкент.

Предлагает руно Жаркент.

Золотые, как в сказке, хлеба

Для народа растит Актюба…

В Кармакчинской степи зреет рис,

В Алатау сады поднялись,

А в садах, слаще сна и мечты,

Спеют яблоки Алматы.

Здравствуйте, друзья!

Очень рада встрече я!

Матушка Русь : Здравствуй, казахская красавица Алия!

Алия : С радушием казахским

Вас встречаю я,

И предлагаю вам исполнить песню «Солнечный круг» .

Ведущая : За руки возьмемся, станем в круг,

Каждый человек, человеку друг,

Мы будем в мире, дружбе жить ,

И нашей дружбой крепкой дорожить !

Дети исполняют песню «Солнечный круг» .

(1 куплет на казахском языке, 2- на русском языке дети поют все вместе ).

Матушка Русь : Вот теперь - то я довольна! Вижу, дети , вы дружны !

Ведь раздоры, слезы, войны, людям вовсе не нужны!

На Земле , и в каждом доме пусть звучит веселый смех,

У Руси великой хватит ласки и любви для всех! Дружите , друг с другом и будьте счастливы!

Дети выходят в круг , исполняют песню Ю. Чичкова

«Дружат дети всей земли »

А сейчас я вас приглашаю на чаепитие с вашими национальными угощениями.

Поделиться: